BC/NW 2006, №2, (9) :11.6
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБМЕНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАСШИРЯЕМОГО ЯЗЫКА РАЗМЕТКИ (XML)
В.П. Климанов, М.В. Сутягин
(г. Москва, Московский государственный технологический
университет «Станкин», Российская Федерация)
Развитие
информационной инфраструктуры в сфере науки и образования требует выработки
единых принципов и подходов к интегрированию информационных ресурсов на
различном уровне: местном, региональном, отраслевом, глобальном. Это позволяет
повысить оперативность и сократить затраты ресурсов при выполнении крупных
федеральных, международных и отраслевых программ, а также обеспечить
эффективную информационную поддержку для подготовки инженерных и научных
кадров.
В
этой связи особой актуальность приобретает проблема стандартизации и унификации
информационного обмена и взаимодействия при решении следующих основных задач
[1]:
·
управления научными и образовательными организациями
на отраслевом уровне;
·
информационной поддержки выполнения проектов в рамках
федеральных целевых и межвузовских программ;
·
взаимодействия между научными и образовательными
учреждения на горизонтальном уровне;
·
информационного обмена внутри организации.
В
качестве интеграционной основы развития информационной инфраструктуры любого
уровня выступает технология построения открытых информационных систем,
базирующаяся на международных стандартах. Следует отметить, что задача создания
эффективного электронного обмена предусматривает применение электронных
административных регламентов [2]. Эффективным инструментом для поддержки
электронного информационного обмена
выступает технология XML, реализующая принципы открытых систем [3].
Международной
организацией стандартизации разработан ряд стандартов по XML (таблица 1).
В
рамках ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»
(создан в соответствии с совместным приказом Госстандарта России и
Минобразования России от 09.03.2004 № 307/1188 «О создании Технического
комитета по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
(ИКТО)») организован подкомитет 2 (ПК 2 ТК 461) «Взаимосвязь открытых систем»,
который обеспечивает системную разработку национальных стандартов, регламентирующих
информационный обмен в научно-образовательной сфере.
В таблице 2 представлен
план работы ПК 2 ТК 461 на 2006-2008 г.г. В рамках указанного плана ведется
работа по двум основным направлениям: прямое введение базовых международных
стандартов и разработка национальных стандартов, учитывающих специфику сферы
образования и науки.
Указанные стандарты
являются одной из базовых составляющих, обеспечивающей информационный обмен в
рамках информационной поддержки жизненного цикла изделия.
Таблица 2.План разработки
национальных стандартов на 2006-2008 г.г.
ПК
2 «Взаимосвязь открытых систем» ТК №461
ОКС
|
Наименование национального стандарта РФ
|
Прямое введение международных стандартов
|
35.100.30
|
Информационные
технологии. Телекоммуникации и обмен информа-цией между системами. Протокол
XML для телекоммуникационных приложений с компьютерной поддержкой. Фаза III
|
35.100.60
|
Информационные
технологии. Правила кодирования ASN.1. Определения схемы отображения W3C XML
в ASN.1. Часть 5
|
35.240.99
|
Системная
инженерия. Рекомендации по применению стандарта «Процессы жизненного цикла
систем» (ISO/IEC 19760:2003).
|
35.240.99
|
Информационные
технологии. Описание документов и языки обработки. Стандарты обмена для
мультимедийных интерактивных документов (ISMID) (ISO/IEC 13240:2000).
|
|
Разработка национальных стандартов
|
35.240.99
|
Комплекс
стандартов по информационно-коммуникационным технологиям в образовании.
Автоматизированные информационные системы управления образованием и
образовательными учреждениями. Информационный обмен. Общие положения
|
35.240.99
|
Комплекс
стандартов по информационно-коммуникационным технологиям в образовании.
Профиль переносимости прикладных программ. Общие положения.
|
35.240.99
|
Комплекс
стандартов по информационно-коммуникационным технологиям в образовании.
Профиль организации-пользователя. Общие положения.
|
35.240.99
|
Комплекс стандартов
по информационно-коммуникационным технологиям в образовании.
Видеоконференции. Общие требования.
|
35.240.99
|
Комплекс
стандартов по информационно-коммуникационным технологиям в образовании.
Электронная почта. Общие требования.
|
ЛИТЕРАТУРА
1.
Позднеев Б.М., Поляков
С.Д. «Стандартизация и сертификация как основа обеспечения качества
информационно-программных средств учебного назначения» // Открытое образование.
2002. №2. С. 12-25.
2.
Руководство по
проектированию профилей среды открытой системы. М.: «Янус-К», 2002. — 160 с.
3.
Данилин А.В. Электронные
государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к
архитектуре «электронного правительства». — М.: ИНФРА-М, 2004. — 336 с.