BC/NW 2007, №1, (10) :14.3
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ВРЕМЕННЫХ РАССУЖДЕНИЙ
ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМ УЧЕТА АВТОТРАНСПОРТА
А.Е. Куриленко, А.П. Еремеев
(Москва, Московский энергетический институт (технический университет), Россия)
Применение компьютерных систем временных
рассуждений (СВР) позволит добиться
качественно нового уровня решения многих задач искусственного интеллекта (ИИ)
так как важные для ИИ и его приложений понятия описываются в терминах времени
[1]. Явное моделирование времени дает возможность строить «гибкие»
формализованные языки, позволяющие осуществлять рассуждения, построенные из
высказываний, истинностные значения которых приурочены к определенному моменту
или интервалу времени и могут с течением времени изменяться. СВР обеспечивает решение следующих задач [2]:
- представление и хранение информации о времени;
- поддержка временной согласованности;
- определение
выполнимых ограничений (поиск минимального представления);
-ответы на запросы, касающиеся временных аспектов знаний (от простого нахождения факта,
справедливого в заданный момент времени, до определения, когда некоторое
множество утверждений истинно в один момент времени).
Рассмотрим пример применения СВР при реализации
системы управления многоэтажным парковочным комплексом. Современные парковки
представляют собой комплексы, оборудованные автоматическими шлагбаумами,
камерами видео наблюдения, охранной и пожарной сигнализацией и д.р. Основной целью систем учета автотранспорта
является обеспечение жизненного цикла парковки - контроля проезда на территорию
комплекса, учет владельцев транспортных средств, предотвращение угона и актов
вандализма. В задачи системы входит координация действий разнородного
оборудования и контроль последовательности этих действий в реальном времени.
Простейший пример такого взаимодействия может быть выражен правилом: если в
момент времени была активирована операция въезда и в : -> 2.5 мин. операция все еще активна, то обратить внимание
оператора на задержку на въезде.
Количество таких или более сложных правил для точки
проезда базовой конфигурации (два датчика наличия автомобиля, шлагбаум, датчик
створа, принтер билетов, кнопка запроса) измеряется десятками. С ростом числа
поддерживаемого оборудования и, следовательно, усложнения программной логики,
количество таких правил возрастает. Отсутствие в системе специализированного
механизма, позволяющего формировать такие правила и обеспечивать реакцию на их
выполнение приводит к переносу проверки этих правил в реализацию управляющей
логики (как правило, выполненной на C или Java), для описания таких правил не приспособленной. Это
часто приводит к увеличению объема исходного кода и ухудшению его понимаемости,
уменьшению надежности или дефектам.
Возможность анализа последовательностей действий,
наблюдаемых системой, позволяет реализовать в ней более надежные механизмы
контроля функционирования парковочного комплекса. Например система может
обратить внимание обслуживающего персонала на попытку выезда пользователя
парковки не на той машине, на которой он въехал.
Литература
1. Поспелов Д.А. «Представление знаний о времени и
пространстве в интеллектуальных системах». - Под редакцией Д.А. Поспелова. –
М.: Наука, 1986.
2.
Еремеев А.П., Куриленко И.Е. «Реализация временных рассуждений для
интеллектуальных систем поддержки принятия решений реального времени». – М.: «Программные
продукты и системы» № 2, 2005, c 4-16.