BC/NW 2007, №1, (10) :17.3
Роль
фундаментальной науки как всеобщего междисциплинарного языка в процессе инновационного
развития
М. Ю. Лисеев1 , Д. В. Челенков1 , В. Ф. Взятышев2
(МТУСИ)1 ; (МЭИ(ТУ)2
В докладе ставится и обсуждается вопрос об исследовании
и описании процесса инновационного развития (ИР) как пересечения: науки,
искусства, методологи и общества с человеком и его потребностями.
2. Обсуждается также
возможность и перспективы развития и применения фундаментального
математического аппарата в технических науках и науках о природе и обществе -особенно
в гуманитарных и общественных науках (биология, психология, социология и др.)?
Один из важных проблемных вопросов состоит в
возможности формализации биологических, психологических, социологических понятий
математическим или логическим языком. Если такая формализация возможна, то
возможно и моделирование этих процессов. А моделирование всегда ускоряло как
развитие самих наук, так и их влияние на процессы ИР. Ведь элементы ИР были во
все времена и у всех народов. ИР не является прерогативой только 21-го века.
Просто раньше развитие носило другие формы.)
3. Конечно, мы не имеем в виду исключительно язык
буквенных символов и формул, математических уравнений. Специфика гуманитарных и
социальных наук и объектов их изучения требует расширения и даже создания
специфических классов методов и средств формализации. Приведем два примера:
3.1. Наш преподаватель рассказывал нам на лекциях о
его беседе с крупным болгарским философом (кстати, членом Политбюро БКП). Тот говорил,
что наука, которая не умеет выражать свои знания с помощью графических моделей
(графики, блок-схемы, таблицы и пр.) – находится на начальной стадии
становления и мало способна влиять на жизнь. Нам представляется, что он
совершенно прав, и постсоветским общественным наукам следовало бы внимательно
отнестись к этой рекомендации.
3.2. Удачным примером является также структура
процесса инженерного проектирования, приводимая в курсе «Интегрированные системы
проектирования и управления». На наш взгляд, она достойна стать одним из
трансдисциплинарных инструментов описания и управления процессами ИР.
4. Очевидно, качество и интенсивность процесса ИР, в
соответствии с принципом социокультурного баланса существенно зависит от
степени согласованности его составляющих. Применение же научных достижений
одной составляющей глобального процесса ИР в другой поможет согласованию этих составляющих
при помощи одного «протокола» – фундаментального (может быть даже математического)
аппарата).
5. Важный вопрос состоит также в отыскании
возможностей взаимодействия и расширения взаимопонимания представителей разных
наук (например физика и социолога) Есть ли в этом необходимость? Нам
представляется, она прямо вытекает из принципа социокультурного баланса. А
поскольку такая необходимость имеется, то как отыскивать общие закономерности и
основания между законами природы (со стороны физика) и законами общества (со
стороны социолога? Создание (для начала) общего аппарата описания и
формализации должно существенно помочь в этом процессе.