BC/NW 2007, №1, (10) :17.4
Инновационные
скачки и трансформация культуры
А.С.Палагин1 , В. Ф. Взятышев2
(МТУСИ)1 ; (МЭИ(ТУ))2
Инновационные скачки (ИС) – короткие по историческим
меркам периоды времени, когда, наука и техника делает резкий инновационный
рывок. Непосредственной причиной ИС является комплексное изменение всех пяти
атрибутов культуры: вещей, идей, технологий, ценностей и регулятивов. Это
глобальное изменение в свою очередь часто обусловлено комплексным и
значительным отставанием страны от соседей и, как следствие, неспособностью
государства обеспечить приемлемые условия существования большинству граждан.
Подобное, в свою очередь, возникает в результате
закостенения и стагнации культуры государства. Глубинная причина этого -
искажение старых и неприятие большинством населения новых регулятивов,
технологий и ценностей. Чем сильнее отставание, чем глубже кризис, тем
значительнее будет ИС и тем сильнее изменится культура в его результате. Это
положение справедливо для любой страны, независимо от географического положения
и уровня развития культуры. ИС - своего рода аварийный механизм эволюции
социума, позволяющий ему выживать в любых условиях за счет резких и глобальный
изменений, происходящих в ходе ИС.
Отсутствие ИС на достаточно большом промежутке времени
может быть либо результатом плавного и эволюционного, не отстающего от других
стран, прогресса в науке технике и культуре (ПНТК), либо следствием изоляции
страны и практически полного отсутствия в ней инновационного ПНТК.
Сам по себе структурный кризис не может вызвать резких
изменений в культуре и ИС. Он может лишь привести к смене власти, но само
государство по сути не изменится. В противоположность этому. ПНТК способен
привести к глобальным изменениям в культуре, обществе и государстве. Однако – только в смысле создания условий для дальнейшего прогресса,
а не к собственно ИС в описанном выше
смысле.
ИС происходит тогда, когда надо «догнать». Может иметь
место и своего рода «инерция скачка», когда страна не только догоняет, но и
обгоняет соседей – за счет того, что новая культура не просто способствует
инновациям но и делает это лучше других культур. Однако, возможен парадокс: как
только в обществе наступает ощущение, что культура сформировалась окончательно,
в ней начинают проявляться тенденции к окостенению.
Старые культуры неизбежно проигрывают более новым.
Только что образовавшаяся культура наиболее полно соответствует требованиям
времени. Величина «культурного скачка» зависит от того, насколько глубокий и
обширный кризис его породил. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько устойчиво к инновациям было старое
государство и «старая» культура. Если культура не слишком устарела,
преобразование может быть социально безболезненным. В противном случае -
гражданская война с «разрушением до основания».
Инициаторы исторических
процессов («пассионарии» по Л.Гумилеву). Всегда,
в любой стране и при любой культуре существуют группы лиц, которые являются
носителями особой культуры, отличающейся от преобладающей. Их историческое
предназначение – принести в массы свою культуру, когда старая изживет себя.
Такие группы людей могут веками оставаться в безвестности, но во время кризисов
встают у руля государства и переделывают его по своему разумению. Очевидно, что
«взлет» новых пассионарных лидеров обусловлен не столько их личностными
качествами, сколько объективными историческими процессами.
Группы людей, являющиеся носителями иной культуры – не
единственный источник нового. Иногда новый вариант культуры рождается прямо во
время разрушения культуры старой.
«Повелители» исторических
процессов. В то время, когда предпосылки
для изменения культуры еще только начинают складываться, власть может
попытаться сама осуществить такое изменение. В случае успеха, она не только
безболезненно переживет такие изменения, но и существенно улучшит положение дел
в стране. В том числе, создаст условия для ИС. Однако если общество еще не
созрело для этого, такая попытка может кончиться плачевно для существующей
власти. Любая власть и в любую эпоху может и должна использовать закономерности
исторических и социальных процессов, но полностью управлять ими она не в
состоянии.