BC/NW 2007, №1, (10) :17.4

 

Инновационные скачки и трансформация культуры

 

А.С.Палагин1 ,  В. Ф. Взятышев2

 

(МТУСИ)1 ; (МЭИ(ТУ))2

 

Инновационные скачки (ИС) – короткие по историческим меркам периоды времени, когда, наука и техника делает резкий инновационный рывок. Непосредственной причиной ИС является комплексное изменение всех пяти атрибутов культуры: вещей, идей, технологий, ценностей и регулятивов. Это глобальное изменение в свою очередь часто обусловлено комплексным и значительным отставанием страны от соседей и, как следствие, неспособностью государства обеспечить приемлемые условия существования большинству граждан.

Подобное, в свою очередь, возникает в результате закостенения и стагнации культуры государства. Глубинная причина этого - искажение старых и неприятие большинством населения новых регулятивов, технологий и ценностей. Чем сильнее отставание, чем глубже кризис, тем значительнее будет ИС и тем сильнее изменится культура в его результате. Это положение справедливо для любой страны, независимо от географического положения и уровня развития культуры. ИС - своего рода аварийный механизм эволюции социума, позволяющий ему выживать в любых условиях за счет резких и глобальный изменений, происходящих в ходе ИС.

Отсутствие ИС на достаточно большом промежутке времени может быть либо результатом плавного и эволюционного, не отстающего от других стран, прогресса в науке технике и культуре (ПНТК), либо следствием изоляции страны и практически полного отсутствия в ней инновационного ПНТК.

Сам по себе структурный кризис не может вызвать резких изменений в культуре и ИС. Он может лишь привести к смене власти, но само государство по сути не изменится. В противоположность этому. ПНТК способен привести к глобальным изменениям в культуре, обществе и государстве. Однако  – только в смысле  создания условий для дальнейшего прогресса, а  не к собственно ИС в описанном выше смысле.

ИС происходит тогда, когда надо «догнать». Может иметь место и своего рода «инерция скачка», когда страна не только догоняет, но и обгоняет соседей – за счет того, что новая культура не просто способствует инновациям но и делает это лучше других культур. Однако, возможен парадокс: как только в обществе наступает ощущение, что культура сформировалась окончательно, в ней начинают проявляться тенденции к окостенению.

Старые культуры неизбежно проигрывают более новым. Только что образовавшаяся культура наиболее полно соответствует требованиям времени. Величина «культурного скачка» зависит от того, насколько глубокий и обширный кризис его породил. А это, в свою очередь, зависит от того,  насколько устойчиво к инновациям было старое государство и «старая» культура. Если культура не слишком устарела, преобразование может быть социально безболезненным. В противном случае - гражданская война с «разрушением до основания».

Инициаторы исторических процессов («пассионарии» по Л.Гумилеву). Всегда, в любой стране и при любой культуре существуют группы лиц, которые являются носителями особой культуры, отличающейся от преобладающей. Их историческое предназначение – принести в массы свою культуру, когда старая изживет себя. Такие группы людей могут веками оставаться в безвестности, но во время кризисов встают у руля государства и переделывают его по своему разумению. Очевидно, что «взлет» новых пассионарных лидеров обусловлен не столько их личностными качествами, сколько объективными историческими процессами.

Группы людей, являющиеся носителями иной культуры – не единственный источник нового. Иногда новый вариант культуры рождается прямо во время разрушения культуры старой.

«Повелители» исторических процессов. В то время, когда предпосылки для изменения культуры еще только начинают складываться, власть может попытаться сама осуществить такое изменение. В случае успеха, она не только безболезненно переживет такие изменения, но и существенно улучшит положение дел в стране. В том числе, создаст условия для ИС. Однако если общество еще не созрело для этого, такая попытка может кончиться плачевно для существующей власти. Любая власть и в любую эпоху может и должна использовать закономерности исторических и социальных процессов, но полностью управлять ими она не в состоянии.