BC/NW 2007, №1, (10) :17.5
Развитие
личности и Инновационное Развитие страны: противоречат ли они друг другу?
С.А. Цалилова1 , В. Ф. Взятышев2
(МТУСИ)1; (МЭИ(ТУ))2
Научный и художественный способы расширения
способностей человека дополняют друг друга
и в
науке, и в искусстве, но существуют
совершенно обособленно. Джон
Бернал
Многое из того, что нас окружает, создано руками
человека. Каждый предмет, вещь, сооружение - результат труда многих людей,
объединивших свои усилия, прежде всего, интеллектуальные. Инновационное развитие (ИР) – императив 21 века – заставит
пересмотреть многое. Изменится ли при этом роль
личности? Или в «Информационной цивилизации» человек еще более станет
«винтиком» социальной машины?
Поиску ответа
на этот вопрос посвящен наш доклад. Вот основные его тезисы:
В многовековом процессе материализации мыслей,
образов, представлений центральной фигурой был и остается инженер. Во все времена эпохи Homo sapiens были люди, занимающиеся
рутинным трудом, и личности, придумывающие
новое. В стране, стремящейся к ИР, роль вторых должна возрасти.
2. В эпоху ИР существенно возрастают требования к
качеству изделий и резко растут темпы
смены их типов и видов. Поэтому главной особенностью инженерного дела
становится его связь с наукой - и
наука должна становиться инновационной.
Аргумент «за»: в последнее время значительная часть технических и
технологических инноваций является воплощением новых научных результатов.
3. Центральным стержнем инновационной культуры
остается инженерная деятельность
(ИД). Можно без преувеличения сказать, что инженер - главная фигура и основной
"двигатель" ИР. А инженер –
это, прежде всего, личность. Так что развитие
личности не только не противоречит ИР, оно необходимо для успеха и
диверсификации направлений ИР.
4. Во всех сферах деятельности главным критерием все
более становятся нравственные, гуманистические критерии,. Академиком Н.Н.
Моисеевым предложен термин "экологический и нравственный императив",
означающий запрет на исследования и технологии, ведущие к ухудшению состояния
окружающей среды. Выполнение этого императива, необходимого при ИР – это тоже
дело всесторонне развитой личности.
5. Творческий характер инженерной деятельности сделал
ее привлекательной для многих миллионов людей. Но в индустриальную эпоху
массового производства этот ореол несколько потускнел. ИР потребует вновь
усилить социальную роль творческой личности.
Тем более что выдающихся инженеров - уровня Уатта, Тесла, Королева - намного
меньше, чем выдающихся поэтов и музыкантов, математиков и естествоиспытателей.
6. Инновационная деятельность относится к такой сфере
деятельности, в которой интегрируются логическое и образное, рациональное и
иррациональное, аналитическое и синтетическое, т.е. лево- и правополушарное
мышление. При этом место электронных машин четко ограничивается, а роль личностей и их взаимодействия
становится все более определяющей. Недаром И. Кант говорил о диалогичности
человеческого мышления: "Мыслить - значит говорить с самим собой… слышать
самого себя".
7. Инновационные тенденции в развитии инженерного
дела, новое понимание проектирования и инженерного мышление требуют
существенной корректировки процессов
подготовки и переподготовки, включая комплекс мер для развития личности. А
само инженерное дело вновь превращается в гармоничное творчество, в котором
равноправны наука и искусство, логика и интуиция, личность и общество.