BC/NW 2007, №2, (11) :14.3
роль информационных технологий в поддержке и развитии отечественной системы образования
Мелькина М.К.
(«ФОРС-Центр разработки», Москва, Россия)
Изменения в образовательной сфере происходят и на федеральном, и на межвузовском, и на внутривузовском уровне, такие как: изменение подходов к организации процесса обучения, оценке его результатов, вхождение России в Болонский процесс, формирование системы непрерывного образования и т.д.
Компания «ФОРС-центр разработки» является сертифицированным мастер-партнером корпорации Oracle и активно развивает направление, связанное с информатизацией процесса образования.
ФОРС тесно сотрудничает с поставщиками IT-решений, вузами страны, учреждениями в сфере подготовки кадров и научно – исследовательскими институтами (ГНИИ ИТТ "Информика", Национальный Фонд Подготовки кадров, Федеральное агентство по образованию Российской Федерации и др.).
В основе решений по построению и сопровождению информационных систем автоматизации деятельности образовательных учреждений компания придерживается следующих подходов:
q Вузам нужны гибкие системы, способные поддерживать инновационные процессы вуза и легко настраиваться в соответствии с изменениями в его деятельности.
q Масштаб информационной системы должен соответствовать масштабу вуза: для крупных вузов со сложной структурой необходимы интегрированные информационно-управляющие и информационно-аналитические системы с модульной архитектурой.
q Информационная система для вуза должна органично вписываться в существующую ИТ-инфраструктуру.
q Основой информационной системы является интеграционное ядро, позволяющее создать единое информационное пространство вуза, в котором гармонично сосуществуют и эффективно взаимодействуют ранее внедренные и новые программные системы.
q На базе целостной информационной картины деятельности образовательных учереждений должны создаваться эффективные решения для информационной поддержки принятия решений.
q Должна быть обеспечена ИТ-поддержка процессов межвузовского взаимодействия, а также информационно-аналитическая поддержка потенциальных потребителей образовательных услуг и партнеров вуза.
q Оптимизация ИТ-стратегии вузов (особенно имеющих сложную территориально-распределенную структуру) может быть достигнута за счет создания внутривузовских/ межвузовских хостинговых центров, что позволило бы образовательным учреждениям (или их подразделениям) выступать не в качестве владельцев, а в роли арендаторов компонентов ИТ-инфраструктуры.
Для информатизации образовательных учреждений компания ФОРС предлагает, помимо готовых решений и инструментов, основанных на технологиях Oracle и позволяющих управлять всеми аспектами деятельности ОУ, также и отраслевые решения, учитывающие специфику сферы образования и подготовки кадров. К ним относятся система моделирования и управления учебным процессом S&M_ART_UNIVERSITY, система управления хранилищем данных, в том числе цифровыми образовательными ресурсами - ЭЛАД, решения по построению корпоративных интернет-решений на платформе Oracle Application Server Portal и корпоративная система управления обучением на базе Oracle Learning Management
ВУЗы все больше занимаются разработкой и реализацией в учебном процессе инновационных образовательных программ, расширением спектра оказываемых вузом образовательных услуг.
S&M_ART_UNIVERSITY является процессно-ориентированным решением и базируется модельной архитектуре MDA (Model Driven Architecture), в которой вначале создается модель, а на ее базе — собственно автоматизированная система.
Решение включает 2 составляющих:
1. Интегрированную модель деятельности вуза.
2. Унифицированный программно-технологический комплекс, позволяющий на основе модели создать уникальное интегрированное решение для конкретного вуза.
S&M_ART_UNIVERSITY позволяет моделировать и далее поддерживать в информационной системе различные способы организации учебного процесса — и традиционные, и инновационные, различные формы обучения (включая дистанционную).
Создание интегрированной автоматизированной системы ОУ согласно предлагаемому в S&M_ART_UNIVERSITY подходу происходит в два этапа:
1. Конструирование/моделирование
a. Создание модели деятельности ВУЗа;
b. Создание модели существующей ИТ-инфраструктуры ВУЗа;
c. Сопоставление модели ИТ-инфраструктуры и модели деятельности ВУЗа с целью определения целесообразности включения эксплуатируемых систем в единую интегрированную систему и выделения процессов, подлежащих автоматизации.
2. Конструирование программной системы на основании модели, созданной на первом этапе.
a. Автоматическая генерация на основании модели следующих компонентов ядра системы:
· метаописание хранилища данных о деятельности ВУЗа;
· объектно-ориентированное хранилище данных деятельности ВУЗа;
· прототип информационной системы, поддерживающий деловые процессы ВУЗа.
b. Адаптация прототипа ИС;
c. Интеграция с созданным ядром прочих компонентов, автоматизирующих отдельные направления деятельности ВУЗа.
Предлагаемый в S&M_ART_UNIVERSITY подход был разработан в первую очередь для динамично развивающихся вузов с высоким уровнем инновационности, стремящихся повысить свой рейтинг за счет предложения более качественных и нетрадиционных образовательных услуг, освоения новых направлений и форм обучения, реализации системы непрерывного образования, внедрения системы менеджмента качества, интеграции в межвузовское информационное пространство.
Интегрированная автоматизированная система S&M_ART_UNIVERSITY интегрируется с корпоративной системой управления обучением Oracle Learning Management (OLM). OLM представляет собой эффективное, интегрированное, масштабируемое Интернет-решение, для управления процессами обучения в удобное время и в удобном месте, входящее в состав решения корпорации Oracle для управления бизнесом Oracle e-Business Suite.
Система управления обучением Oracle Learning Management:
· Охватывает все стадии процесса обучения: составление курсов, планирование учебного процесса, доставку слушателям курсов и других необходимых материалов, контроль и анализ прохождения обучения.
· Предлагает новый взгляд на корпоративное обучение, предполагающий полную поддержку как классического очного обучения в аудитории, так и дистанционного обучения с использованием электронных курсов.
· Предоставляет обучающимся и администраторам учебных курсов возможность полностью самостоятельной работы через Web-интерфейс, что повышает эффективность обучения и помогает значительно сократить финансовые издержки образовательного процесса в организации.
· Интегрируется в процесс управления персоналом, так как использует самую разнообразную информацию для подготовки и проведения обучения сотрудника.
· Предоставляет возможность персонализации обучения. Для каждой группы слушателей и для каждого отдельного слушателя может быть спроектирован индивидуальный план обучения. Слушатель, минуя классический процесс обучения и передачи знаний, получает возможность оперативного общения с экспертом в нужной области и немедленного получения требуемой информации.
Спасибо за внимание. Надеемся, что обмен опытом и знаниями позволит лучше понять роль и место информационных технологий в поддержке и развитии отечественной системы образования.