BC/NW 2007, №2, (11) :14.5
Организация управления доступностью информационных ресурсов в системах электронного обучения
Ю. А. Тэлль
(Москва, Московский энергетический институт (Технический университет), Россия)
В последние годы электронное обучение как форма образовательного процесса развивается всё более активно. Электронное обучение представляет собой разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий. Эффективность электронного обучения зависит в значительной степени от доступности информационных ресурсов (ИР).
Под доступностью понимается степень соответствия компьютерного средства обучения требованиям и предпочтениям пользователей, связанными с представлением информации и взаимодействием с ней, а также способность компьютерного средства обучения (КСО) адаптироваться к этим требованиям и предпочтениям. Доступность определяется гибкостью КСО, а также наличием соответствующих эквивалентных образовательных ресурсов. Под гибкостью КСО понимаются:
- типы представления информации;
- вариативность методов управления КСО;
- различные режимы доступа и поддержки пользователя.
У человека можно выделить требования и предпочтения по доступности ИР, обусловленные пятью основными особенностями, связанными с использованием компьютера: проблемы со зрением, слухом, моторикой, речью и когнитивные особенности. Необходимость учета характеристик доступности обусловлена тем, что её низкий уровень в определенном количестве случаев исключает возможность использования ресурса определенными категориями пользователей, т.е. фактически исключает их из процесса обучения.
Эффективная система электронного обучения (а в общем случае – информационно-образовательная среда) должна воплощать развитые механизмы управления доступностью, обеспечивающие предоставление каждому учащемуся/пользователю ИР, соответствующие/адаптированные к его ограничениям и предпочтениям, а также характеристикам среды применения.
Под управлением доступностью понимается:
1. формирование профилей учащихся, содержащих их требования, ограничения и предпочтения;
2. формирование описаний характеристик доступности ИР;
3. наличие механизмов оценивания доступности ИР;
4. доступную реализацию ИР и информационно-образовательных сред.
Общая схема управления доступностью КСО представлена на рисунке.
Для описания предпочтений пользователя по доступности (профиль учащегося) используются различные программы-менеджеры профилей. Данные средства позволяют формировать профили пользователя со спецификацией его ограничений и предпочтений по доступности. В программах-менеджерах может быть сформировано несколько различных профилей для одного пользователя, что позволяет управлять доступностью КСО для пользователя при его работе в различных ситуациях.
Описание характеристик доступности КСО в формальном виде является грамотной технической реализацией ИР. ИР может стать доступным только тогда, когда его характеристики доступности однозначно описаны в метаданных. Это позволяет построить эффективный поиск и отбор КСО по запросу пользователя.
Для реализации функций поиска и отбора необходимы соответствующие алгоритмы. Алгоритмы поиска могут быть реализованы формально, пошагово сравнивания данные запроса пользователя с характеристиками КСО. Отбор КСО может осуществляться при помощи нечетких оценок, в случаях, когда существует не однозначно отвечающий заданным требованиям ИР, а ряд ИР, которые в той или иной степени соответствуют запросу. Реализация системы поиска и отбора КСО позволяет пользователю получить доступ к именно тем обучающим ресурсам, которые соответствуют его требованиям и предпочтениям по доступности, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность обучения.
Для более полного представления управления доступностью КСО необходимо детализировать процессы, относящиеся к управлению доступностью:
1) анализ ИР, особенностей аудитории и выбор способов/технологий обеспечения доступности;
2) описание характеристик доступности ИР;
3) тестирование/оценивание доступности ИР (разработчиком на этапах создания/сертификации ИР);
4) описание ограничений/предпочтений пользователей и особенностей среды применения – формирование профилей учащихся;
5) тестирование/оценивание доступности ИР применительно к конкретным условиям применения (профилю учащегося);
6) выбор доступных ИР, адаптация ИР для обеспечения доступности в конкретных условиях.
Перечисленные процессы можно представить следующей наглядной схемой:
Разработка ИР |
Применение ИР |
I. Моделирование доступности |
|
процесс 2 |
процесс 4 |
II. Оценивание доступности |
|
процесс 3 |
процесс 5 |
III. Выбор и реализация способов обеспечения доступности |
|
процесс 1 |
процесс 6 |
В данной схеме все процессы соотнесены с двумя контекстами: разработка ИР и применение ИР. Кроме того, процессы объединены в три класса (I, II, III), отражающие этапы реализации управления доступностью.
Для формального описания характеристик доступности разработаны методики описания и оценивания доступности информационных ресурсов учебного назначения, предназначенных для использования в системах электронного обучения. Разработанные методики базируются на основе современных Internet-технологий и стандартных технических решений, развиваемых ведущими профессиональными консорциумами, такими как W3C (платформа XML, модель RDF, разработки WAI, язык EARL и др.), IMS (руководство IMS Accessibility Guide), IEEE (модель метаданных для ИР сферы образования LOM), ADL (концепция образовательных объектов и модульных электронных ресурсов SCORM), проект стандарта модели метаданных информационных ресурсов сферы образования России RUS_LOM.
Применение предложенного подхода к управлению доступностью обеспечивает эффективность реализации доступных систем электронного обучения и информационно-образовательных сред разного масштаба и принадлежности.