АРБИТР В СИСТЕМЕ ВЗАИМНОЙ ПРОВЕРКИ
ЗНАНИЙ
В.А. Пудов, В.А. Афонин
(Москва, Московский энергетический институт(технический университет), Россия)
Система взаимной проверки знаний (СВПЗ) с подключением
арбитра предназначена для проведения контроля уровня подготовленности группы
учащихся. Взаимная проверка состоит в
оценивании ответа отдельного учащегося несколькими его коллегами (самопроверки
исключаются). По результатам этих оценок
выдается заключение о состоянии каждого учащегося (знает, не знает). Для
разрешения спорных ситуаций привлекается арбитр (преподаватель), то есть данная
система позволяет перенести часть функций преподавателя на самих учащихся,
уменьшая его нагрузку [1]. Кроме того,
для системы снимаются ограничения на класс тестовых задач (использование
открытых вопросов).
В СВПЗ возможно появление враждебных учащихся, то есть
таких, которые верно ответили на свое тестовое задание, но при проверке своих
коллег оценки поставили произвольно [3]. Таким образом, в СВПЗ, в отличие от технических
систем, могут присутствовать как неисправные, так и враждебные вершины,
образующие в совокупности множество ненадежных учащихся системы.
Для расшифровки синдрома графа применяются различные
алгоритмы [1,2], позволяющие однозначно и правильно определить состояние
каждого учащегося. Однако в ряде случаев
может потребоваться подключение арбитра, например, возникновение противоречивой
оценки учащегося своими коллегами, признанными надежными. В этом случае в графе либо присутствует
враждебная вершина, либо число ненадежных учащихся превышает показатель
диагностируемости графа. После
разрешения спорной ситуации арбитром расшифровка синдрома продолжается по
заданному алгоритму.
Однако заранее неизвестно число ненадёжных учащихся в СВПЗ,
поэтому после расшифровки синдрома для контроля следует подключать арбитра на
наиболее информативную вершину [1], то есть неисправную вершину, в которую
входит наибольшее количество единичных дуг и которую тестируют обучаемые,
признанные надежными.
При этом, если известно о высокой подготовленности
группы (более 70%), можно не прибегать к контрольной проверке, снизив нагрузку
арбитра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афонин В.А., Пудов В.А. Проблема византийских
генералов при расшифровке синдрома в системе взаимной проверки знаний с арбитром
// Международный форум информатизации МФИ-2005.
Труды международной научно-технической конференции «Информационные
средства и технологии» – М.: Янус-К, 2005. – С. 80-83.
2. Афонин В.А., Пудов В.А. Методика выявления ненадежных
учащихся в системе взаимной проверки знаний с арбитром // Международный форум
информатизации МФИ-2005. Труды
международной научно-технической конференции «Информационные средства и
технологии» – М.: Янус-К, 2005. – С. 84-87.
3.
Lamport L., Shostak R., Pease M. The Byzantine Generals Problem // ACM
Transactions on Programming Languages and Systems, Vol. 4, No. 3, July 1982,
Pages 382-401.