BC/NW 2008, №1 (12): 4.1
ТЕХНОЛОГИЯ СОГЛАСОВАННОГО СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УДАЛЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
В.Ю. Харитонов,
И. И. Дзегеленок
(Москва, Московский энергетический институт(технический университет), Россия)
Распределенные
системы виртуальной реальности являются
новым витком в развитии интерактивных трехмерных графических приложений,
позволяя географически удаленным пользователям взаимодействовать в общей
виртуальной среде так, как если бы они находились в одном помещении. Такие
системы находят применение во многих научных дисциплинах и прикладных задачах,
а также в индустрии компьютерных игр.
С архитектурной точки зрения распределенная система
виртуальной реальности представляет собой множество компьютеров (узлов), объединенных
сетью, которые вместе образуют единую информационную среду. Каждый пользователь
может быть представлен в виртуальной среде некоторым объектом, состояние
которого (положение в пространстве, скорость и т. д.) контролируется
интерактивным программным приложением с трехмерным интерфейсом, выполняемым на
соответствующем узле (процессом). Процесс производит визуализацию вида для
отдельного пользователя и информирует о совершенных им действиях процессы
других пользователей, посылая сообщения
обновления.
Все пользователи распределенной системы виртуальной
реальности должны быть хорошо синхронизированы, а взаимодействие должно быть согласованным. Согласованное сетевое
взаимодействие подразумевает: а) в каждый момент времени все пользователи имеют
общие данные о состоянии виртуальной среды, б) информация об изменениях этого
состояния распространяется между ними за минимально возможное время. Однако,
вследствие удаленности пользователей друг от друга и возникающих аппаратных
ограничений [1–2], обеспечить согласованное сетевое взаимодействие удается
далеко не всегда.
Для решения указанной проблемы разработана
экспериментальная технология
согласованного сетевого взаимодействия пользователей, позволяющая
снизить влияние аппаратных сетевых ограничений и общую нагрузку на сеть за счет
более гибкого механизма управления сетевым трафиком, учитывающим динамику
движения объектов. Данная технология в себя включает:
– архитектуру аппаратно-программных средств
взаимодействия пользователей;
– адаптивный алгоритм предсказания состояния объекта ATADR (Acceleration based Threshold Adaptive Dead Reckoning), учитывающий динамику его движения;
– механизмы временной синхронизации пользователей;
– сетевой протокол взаимодействия пользователей,
построенный на базе протоколов стека TCP/IP.
Оценка функциональных возможностей разработанной
технологи проводилась в локальной сети с позиции качественных показателей
(точность предсказания состояний объектов) и количественных показателей (оценка
масштабируемости системы, построенной на базе технологии). В частности,
экспериментального показано [3], что алгоритм ATADR в большинстве случаев обеспечивает лучшую точность
предсказания по сравнению с обычным алгоритмом при одном и том же генерируемом
сетевом трафике.
Планируется дальнейшее развитие и расширение
предложенной технологии за счет совершенствования существующих, а также
добавления новых механизмов. В их числе: анализ столкновений объектов,
использование мультисерверной архитектуры взаимодействия, применение статистических
методов предсказания состояний объектов и более точных алгоритмов временной
синхронизации. В конечном итоге на основе разработанной технологии планируется
создать программную библиотеку с унифицированным интерфейсом, позволяющую
строить распределенные системы виртуальной реальности под конкретные области
применения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Singhal, S. and Zyda, M. Networked
Virtual Environments: Design and Implementation.
2. Kharitonov, V.Y. Methods of efficiency enhancement of
network interaction in distributed systems of virtual reality // Proceedings of
2nd International Conference on Dependability of Computer Systems DepCoS-RELCOMEX 2007. IEEE
Computer Society,
3. Харитонов, В.Ю. Исследование принципов
согласованного сетевого взаимодействия в распределенных системах виртуальной
реальности // Труды международной технической конференции «Информационные
средства и технологии». Москва, МЭИ, 16-18 октября 2007 г., в 3-х т. т. – М.:
Янус-К, 2007. Т.2. C. 214-217.