BC/NW
2008, №2 (13): 14.2
РОЛЬ МОДЕЛЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ И
ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
(Москва, Корпорация "Университетские сети знаний", Россия)
В широком смысле под компетенцией понимают знания и опыт в той или иной сфере. В ряде источников к компетенции помимо знаний, умений и навыков также относят способности, оказывающие существенное влияние на успешность освоения и выполнения того или иного вида деятельности. Большинство бизнес-процессов в информационно-образовательной среде (ИОС) так или иначе связаны с формированием, развитием, оцениванием либо учетом различных аспектов компетенции. Поскольку конечной целью обучения является формирование необходимой компетенции, наибольшую точность и эффективность управления учебным процессом способна обеспечить его организация на основе моделей компетенции.
Использование моделей компетенции при управлении учебным процессом в ИОС предусматривает описание в терминах компетенции целей обучения и этапов их достижения, связанных с ними учебных задач и заданий, требований к исходной подготовленности учащихся, контрольных точек в графиках учебного процесса, критериев оценивания, реализуемых в средствах компьютерного тестирования и применяемых при аттестации. Аспекты компетенции, связанные с информационными ресурсами (ИР) и представленные в их метаданных, могут использоваться для систематизации и поиска ИР. В терминах компетенции выражаются не только средства, но и результаты обучения (итоги контроля знаний и умений), а также показатели успешности профессиональной деятельности. Подобное представление отражает текущую компетенцию субъекта. Процедуры сопоставления целевой и текущей компетенций используются при формировании индивидуальных учебных планов и программ, промежуточной и итоговой аттестации, корректировке хода учебного процесса, подборе кадров, определении необходимости повышения квалификации и др.
Моделирование компетенции как научно-технологическое направление связано не только с ИОС, но и с другими областям, среди которых нельзя не упомянуть управление кадрами (human resource management) и управление знаниями (knowledge management). В первом случае модели компетенции реализуются в средствах информационно-технологической (ИТ) поддержки как специальных кадровых служб и агентств, так и кадровых подсистем корпоративных информационных систем (КИС). Они служат основой для формирования и манипулирования описаниями резюме, вакансий, нормативных компетенций, регламентируемых должностными инструкциями, квалификационных характеристик, устанавливающих требования для профессиональной аттестации, свидетельств о текущей компетенции и др.
Связь моделирования компетенции со второй выделенной областью также многогранна. С одной стороны, модели компетенции могут входить в состав онтологических моделей проекта, предприятия, консорциума и т.д., реализуемых в системах управления знаниями. С другой стороны, онтологии выступают в качестве фундамента для определения предметного содержания компетенции.
Обеспечение открытости ИОС в части, касающейся представления и оперирования данными о компетенции, требует создания и использования согласованной и технологически проработанной методологии моделирования компетенции, обобщающей частные педагогические подходы и решения, жестко привязанные к особенностям сфер применения. Фундамент этой методологии образуют следующие 6 принципов:
1) формирование моделей компетенции на основе системы метамоделей, инвариантных к предметной области, виду деятельности, педагогическим концепциям и контексту использования, уточняемых для отражения прикладной специфики;
2) ориентация метамоделей на максимально широкую трактовку компетенции;
3) определение информационных моделей компетенции независимо от источников их формирования и методов обработки;
4) распределение информационных моделей, предназначенных для описания различных аспектов компетенции, по уровням, последовательность которых отражает увеличение комплексности и прикладной направленности моделей, в целях обеспечения постепенного снижения потенциала интероперабельности систем и возможности выбора уровня их взаимодействия;
5) организация управления учебным процессом в терминах компетенции;
6) определение предметного содержания компетенции на основе онтологий предметных областей и использование онтологических моделей для обеспечения взаимодействия сервисов ИОС, оперирующих данными о компетенции, с системами, относящимися к смежным ИТ-средам.
Первым шагом в направлении специализации информационных метамоделей компетенции является деление компетенции на компоненты, называемые единицами компетенции (ЕК). Под ЕК будем понимать любую сторону или составляющую компетенции, которую с точки зрения задач, решаемых в ИОС, целесообразно учитывать и специфицировать в самостоятельном качестве. Разложение компетенции на ЕК отражает декомпозицию предметов, на которые она ссылается. Человек приобретает компетенцию постепенно, "продвигаясь" по единицам знаний и деятельности. ЕК позволяют вести пошаговый учет этого процесса, представляя соответствующие компоненты знаний и деятельности.
Распределение данных о компетенции по метамоделям (рис.) направлено на расширение применимости формируемых на их основе информационных массивов и повышение интероперабельности систем. Одной из ключевых идей такого распределения является раздельное описание ЕК и отношений между ними. Спецификация ЕК раскрывает ее содержание и выражается с помощью набора характеристик, установленного педагогической моделью компетенции. Подобная спецификация получила название многократно используемого определения ЕК (МИОЕК – reusable competency definition) [1].
Состав информационных моделей компетенции и уровни интероперабельности систем
Множество ЕК, заданных ссылками на МИОЕК, могут связывать разные совокупности отношений. Для их описания предназначены модели структуры компетенции (МСК). Типы и правила установления отношений, а также виды образуемых ими структур обусловливаются реализуемой педагогической концепцией и задачами, на которые ориентированы модели.
На третьем уровне систематики информационных моделей компетенции располагаются способы описания измерений компетенции, свидетельств о компетенции, а также контекста для МИОЕК и МСК. Модели измерения компетенции представляют различные шкалы, не зависящие от определения и структуры компетенции. Свидетельство о компетенции задает точку зрения на МИОЕК и МСК. Оно связывает сведения о компетенции, во-первых, с субъектом и, во-вторых, с событием, зафиксированным кем-то (преподавателем, арбитром, должностным лицом, контролирующим деятельность) или чем-то (образовательным учреждением, системой управления учебным процессом, КИС) и позволяющим судить о компетенции субъекта. Такое событие могут представлять результаты выполнения учебного задания, оценка, рейтинг, показатели профессиональной деятельности и т.д. Третья группа моделей описывает произвольный контекст для МИОЕК и МСК, т.е. окружение, в котором формируются и используются данные о компетенции. В частном случае контекстом может быть агрегированная модель, включающая МИОЕК или МСК либо ссылающаяся на них (например, профиль учащегося, метаданные ИР, сценарий учебной деятельности и т.п.).
Привязку метамоделей к педагогическим методам и требованиям области применения обеспечивают прикладные профили, располагающиеся на нижнем уровне схемы, изображенной на рис. Эта схема создает условия для постепенного уменьшения интероперабельности по мере повышения уровня рассогласования моделей.
Выразительные и представительные модели компетенции служат основой для эффективного управления учебным процессом в ИОС. Формирование проблемно-ориентированных моделей компетенции на базе метамоделей обеспечивает интероперабельность разрабатываемых независимо систем, оперирующих данными о компетенции.
ЛИТЕРАТУРА
1. IEEE P1484.20.1/D8. Draft Standard for Learning Technology – Data Model for Reusable Competency Definitions [Электронный ресурс] / IEEE LTSC. – Draft 8, 2007-08-06. – Электрон. текстовые дан. – New York : IEEE, 2007. – Режим доступа : http://www.ieeeltsc.org/working-groups/ wg20Comp/wg20rcdfolder/IEEE_1484.20.1.D8.pdf. – Англ.