BC/NW
2008, №2 (13): 14.3
МЕТОДИКА ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ
ПРОВЕРКИ РЕШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ ПО СУБД ORACLE
Жнякин О.В.
(Москва, Московский энергетический институт (Технический университет), Россия)
В настоящее время в нашей стране все шире набирает студенческое олимпиадное движение. Однако подготовка и проведение олимпиад на высоком организационном и технологическом уровне требует достаточно серьезной проработки. Одной из серьезных задач проведения олимпиад является качественная и объективная оценка решенных участниками задач. В настоящем докладе предлагается автоматизировать процесс проверки решений участников олимпиады по СУБД Oracle, рассматриваются подходы и методы проверки решений участников.
Рассматривая тематическую олимпиаду как некоторую
неформальную (выходящую за рамки образовательного стандарта) составляющую
образовательного процесса стоит отметить те дополнительные эффекты, которые
отсутствуют в традиционных формах учебного процесса. К таким эффектам можно отнести:
· дополнительную мотивацию студентов к изучению тех или иных дисциплин и дополнительных материалов, не охваченных учебной программой, в процессах подготовки к олимпиаде и участия в ней;
·
возможность самооценки своего профессионального
уровня в сравнении с другими участниками олимпиады – представителями других
ВУЗов;
·
возможность зарекомендовать себя как
перспективных специалистов перед работодателями;
Нельзя игнорировать заинтересованность в олимпийском движении и других заинтересованных субъектов. Так для представителей ВУЗов олимпиада является некоторым индикатором, позволяющим сравнить подходы и методики подготовки специалистом, возможностью сравнить результаты образовательной деятельности в сравнении с другими образовательными учреждениями.
Представителей компаний являющихся спонсорами или соорганизаторами мероприятия наибольший интерес представляет в первую очередь поиск грамотных одаренных и перспективных студентов и их возможности трудоустройства в своих организациях.
Поэтому необходимость в качественной и объективной оценке результатов является достаточно важной как для участников, так ид для организаторов.
В 2007г в Московском энергетическом институте была проведена первая студенческая олимпиада по СУБД ORACLE. Участники олимпиады должны были за определенное время (4 часа) решить задачи на написание запросов к базе данных на языке SQL, или скрипт по обработке данных на языке PL/SQL. Для оценивания выполненных заданий была сформирована группа экспертов из 5 человек, являющихся высококвалифицированными специалистами, работающими в компанях “ORACLE” “ФОРС – центр разработок”, . “ФОРС – учебный центр”.
Однако несмотря на хорошее качество работы экспертов, экспертный подход имеет ряд существенных недостатков. Так проверка заданий осуществлялась достаточно длительное время (около двух часов). Вся проверка осуществлялась после завершения этапа решения задач участниками. Кроме того разделенные по времени этапы решения и проверки не позволяют участникам проанализировать свои ошибки и вернуться к задаче с целью их анализа и исправления. Фактически команды имеют только по одной попытке решения задачи.
Для устранения этих недостатков была предложена и
реализована система автоматической проверки решений. Основным принципом оценки
решения был выбран сравнения результата выполнения запросов с эталонным
результатом. Подобный подход позволяет оказаться от синтаксического сравнения
SQL запроса с текстом «правильного» запроса, что позволяет снять ограничения на
творческие и нестандартные подходы к решению задачи.
Несмотря на это схема проверки заданий является типовой практически для всех видов запросов представленных в задачах и состоит из следующих шагов:
· Проверка работоспособности запроса позволяет удостовериться что при выполнении запроса не возникает критических ошибок.
· Проверка структуры выполняемого результата включает сравнение структуры эталона и структуры запроса участника.
· Проверка набора данных выдаваемых запросом участника и сравнение его с эталонным набором данных
·
Проверка последовательности выбранных данных
(сортировака) и сравнение с последовательностью записей в эталоне.
Данный набор проверок практически полностью обеспечивает проверку результата возвращаемого запросом участника с эталоном. В случае отрицательного результата одной из проверок участник получает соответствующее сообщение и дальнейшая проверка не производиться.
Использование разработанной на этих принципах информационной системы позволяет синхронизировать процессы решения участниками задач и проверки этих задач комиссией, позволяет участникам исправить ошибки в своих решениях и повторить попытку, а так же существенно снижает нагрузку на экспертов по рутинной проверке и тестированию запросов.
Несмотря на эффективность работы системы полный отказ от экспертов не представляется целесообразным. Однако задачи возлагаемые на экспертов должны носить совершенно другой характер. В первую очередь это разбор спорных моментов по правильности решения той или иной задачи (например в случае недокументированных ситуаций и аномалий в СУБД ORACLE).
Кроме того достаточно важной функцией экспертов является оценка оригинальности решений участников и присуждение победы в неформальных номинациях (за самый быстрый запрос, за самое оригинальное решение и др.)
В целом же само проведение олимпиады в результате использования подобной информационной системы должно проходить более динамично и интересно, с достаточно высоким качеством оценивания результатов решения задач всех участников.
В заключении стоит отметить, что использование систем
построенных на подобных принципах эффективно не только в при проведении
олимпиад, но и может представлять интерес для использования в учебном процессе
для отработки навыков и тестирования
уровня освоения изучаемого студентами материала.
Таким образом использование информационной системы проверки заданий, построенных на принципах проверки результатов решений при проведении олимпиады по СУБД ORACLE может существенно повысить технологичность этого процесса, обеспечить должный уровень объективности, сократить временные затраты на проверку решений и в целом провести мероприятие на высоком организационно-техническом уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Жнякин О.В. Опыт проектирования дистантных курсов на
примере курса "Основы языка SQL"//АТРИУМ, Серия
"Педагогика", 2001. - № 2.- С.92-97.