BC/NW
2008, №2 (13): 14.4
ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И УПРАВЛЕНИЕ ДОСТУПНОСТЬЮ В
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ
Тэлль Ю. А.
(Москва, Intel Corporation Russia/CIS (ЗАО "Интел А/О"), Россия)
В последние годы электронное обучение как форма образовательного
процесса развивается всё более активно. Электронное обучение представляет
разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных
технологий. Эффективность электронного обучения зависит в значительной степени
от доступности информационных ресурсов (ИР).
Доступность ИР – это степень соответствия ИР требованиям и предпочтениям пользователей, связанных с представлением информации и взаимодействием с ней, а также способность ресурса адаптироваться к этим требованиям и предпочтениям.
Источниками указанных требований и предпочтений являются
характеристики среды применения ИР, психофизиологические и когнитивные
особенности его пользователей, в том числе их ограниченные возможности по
восприятию и обработке информации, а также применению компьютерных средств
(ограничения зрения, слуха, двигательной активности и т.д.) (рис.1).
Доступность определяется гибкостью ИР, а также наличием для него адекватных
эквивалентных образовательных ресурсов. Под гибкостью ресурса
понимаются типы представления
информации, вариативность методов контроля ресурса, а также различные
режимы доступа и поддержки пользователя.
В настоящее время всё большее количество людей имеют различного рода физиологические и психологические ограничения и предпочтения. Для эффективного обучения им необходимо индивидуализировать компьютерные средства обучения, т.е. обеспечить возможность адаптации таких средств к их запросам и требованиям по доступности. В зависимости от степени ограничений по доступности обеспечение доступности электронного обучения может значительно повлиять на эффективность обучения. Низкий уровень доступности в значительно числе случаев исключает возможность использования ресурса определенными категориями пользователей, т.е. фактически исключает их из процесса обучения.
Рис. 1 Источники требований и предпочтений по доступности
Основным источником требований и предпочтений по доступности является сам пользователь. Большое количество людей с физически ограниченными возможностями имеют доступ зачастую лишь к электронному обучению. Поэтому физиологические ограничения доступности должны обязательно учитываться при разработке ИР для сферы образования. К подобным физиологическим (или медицинским) ограничениям можно отнести серьезные отклонения от нормы для органов слухового и зрительного восприятия, нарушения моторики, физические особенности пожилых людей и т.п.
Также у пользователя могут быть иные физиологические предпочтения, не связанные с какими-либо медицинскими ограничениями. Например, человек может предпочитать определенный размер шрифта, или какое-либо сочетание цветов шрифта и фона для лучшего отображения информации. У большинства людей также существуют когнитивные предпочтения, которые отражают специфику каждого человека в способе получения, переработки и использования информации.
Другим источником предпочтений пользователя по доступности является среда, в которой он находится. Человек может обучаться, находясь в различных ситуациях и в различном окружении. При работе в нестандартной среде у пользователя возникают дополнительные предпочтения, вызванные спецификой ситуации и окружения.
К источникам технических ограничений доступности относится конфигурация конкретного рабочего места учащегося. Доступность может зависеть от качества Интернет-канала связи, наличия колонок, наушников, микрофона, разрешения экрана, используемой операционной системы и версии браузера и т.д. Для людей с ограниченными физическими возможностями это также означает наличие либо отсутствие технических и программных устройств по обеспечению доступности (assistive technologies).
Содержимое информационного ресурса также может быть источником ограничений и предпочтений пользователя, т.к. может быть представлено различными типами информации и управляется при помощи различных методов контроля.
В мире проблеме доступности информационных ресурсов уделяется большое внимание. За рубежом данное направление получило серьезное развитие, особенно в аспекте разработки сервисов для формирования профилей доступности для учащихся.
Формально характеристики доступности описывается на уровне метаданных в рамках различных информационных моделей. Модели для описания доступности были разработаны международными консорциумами IMS (IMS Global Learning Consortium) и W3C (World Wide Web Consortium), а также институтом IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) (рис. 2).
Рис. 1.2 Основные модели для описания характеристик доступности
Институт IEEE разработал модель метаданных для информационных ресурсов сферы образования (Learning Object Metadata – LOM). Также было разработано расширение концептуальной схемы для сферы образования России RUS_LOM. В частности, данные схемы позволяют описать характеристики доступности и технические характеристики ресурса.
Консорциум IMS разработал спецификацию LIP (Learner Information Package) для описания различных характеристик в профиле учащегося. В спецификацию LIP был введено расширение Accessibility for LIP, позволяющее формально описать не только медицинские показатели доступности (физиологические ограничения), но также и предпочтения пользователя по доступности вне зависимости от его физического состояния. Другая спецификация IMS – AccessForAll Meta-data применяется для описания доступности со стороны ИР. Она определяет доступность в метаданных ресурса и позволяет выразить способность ИР соответствовать требованиям и предпочтениям учащегося по доступности.
Для оценивания доступности информационных ресурсов консорциум W3C в рамках Web Accessibility Initiative установил уровни требований и приоритетов к обеспечению доступности ИР (Accessibility Guidelines).
Теория и практика построения российских информационно-образовательных сред недостаточно учитывают концепцию доступности. Понятие доступности часто путают и недооценивают, в основном рассматривая вопрос доступности с точки зрения цены, или доступности в плане возможности нахождения ресурса в сети. Часто доступность сводят только к соответствию содержания информационного ресурса исходной подготовленности учащегося.
В последние годы существенно вырос интерес к данной области, но большая часть работ связана с созданием специальных технологий (assistive technologies) поддержки пользователей с ограниченными физиологическими возможностями. В то же время характеристикам доступности информационных ресурсов у нас по-прежнему не уделяется должного внимания.
Доступность представляет собой комплексную характеристику. Составляющие доступности фактически происходят из источников, формирующих проблему доступности. Соответственно, они могут условно быть разделены на 4 группы (рис. 3).
Рис. 3 Составляющие доступности
Технические составляющие. К ним можно отнести как технические составляющие, связанные с реализацией ИР, так и технические характеристики рабочего места пользователя. Важно отметить, что для одного пользователя может быть задано несколько различных конфигураций технических характеристик в зависимости от его рабочего места на настоящий момент времени. Для ресурса же технические характеристики чаще всего задаются однозначно либо с небольшой вариативностью.
Физиологические составляющие. К ним относятся как медицинские показатели (ограниченные физиологические возможности человека), так и иные физиологические предпочтения, не связанные с ограничениями по здоровью.
Когнитивные составляющие представляют собой психологические особенности восприятия человеком образовательной среды и его предпочтения, связанные с такими особенностями.
Окружение (среда) – это все составляющие, связанные со спецификой ситуации, в которой находится пользователь на момент использования информационного ресурса. Для различных окружений пользователю требуются разные настройки доступности.
Общая схема управления доступностью КСО представлена на рис. 4.
Рис.4 Схема управления доступностью в средах электронного обучения
Управление доступностью информационным ресурсом осуществляется в трёх аспектах:
1) описание предпочтений пользователя по доступности в зависимости от среды, технических характеристик рабочего места, физических и когнитивных предпочтений.
2) описание характеристик доступности ресурса.
3) система поиска и отбора ресурсов по запросу пользователя.