BC/NW 2008, №2 (13): 14.5
ПОДГОТОВКА
ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ С НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ И КОМПЕТЕНЦИЯМИ В УЧЕБНО-ИННОВАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Абросимов
Л.И., Крепков И.М., Когут Л.Д.
(Москва,
Московский энергетический институт (ТУ), Россия)
Национальные
программы требуют финансового, технического, тех-нологического и кадрового
обеспечения. Катализатором, повышающим эффективность задач, возникающих при
реализации программ, являются инновации – нововведения в области техники,
технологии, организации труда или управления, основанные на использовании
достижений науки и передового опыта.
Одной из
проблем, требующей первоочередного решения, является подготовка
высококвалифицированных кадров, Это объясняется тем, что, во-первых, именно
высококвалифицированные кадры осуществляют разра-ботку, внедрение и
эксплуатацию новейших технологий и, во - вторых, на подготовку специалистов
требуется длительное время. Решение проблемы осложняется инерционностью
перестройки учебного процесса при освоении новых учебных дисциплин.
Успешным подходом, обеспечивающим гибкое и оперативное
взаимодействие фундаментального образования и новых учебных дисциплин,
востребованных обществом, является создание учебных инновационных центров (УИЦ)
при ведущих технических университетах.
Особенность
технических университетов состоит в том, что его участие в инновационных
проектах происходит в нескольких направлениях, соответствующих основным видам
деятельности: обучение и научные исследования. Процессы обучения базируются на
информационных технологиях (ИТ) как на рабочем инструменте, обеспечивающем
новые технологии передачи знаний. Научные исследования рассматривают ИТ, с
одной стороны, как средства для проведения исследовании, а с другой стороны,
как объект исследований, что позволяет развивать и совершенствовать информационные
технологии.
Чтобы интенсифицировать процесс внедрения ИТ в учебный
процесс и избавиться от нежелательных переходных процессов, целесообразно при
университете создавать учебный инновационный центр (УИЦ). В рамках УНЦ
университета объединяются технические ресурсы и уже имеющиеся специалисты с их
методическими разработками в области информационных технологий. Организация УНЦ
позволяет:
- обеспечить концентрацию учебного и научного
потенциала в направлении информационных технологий;
- создать мобильный центр, обеспечивающий
подготовку новых учебных курсов и методики их преподавания;
- упростить взаимодействие с мировыми
производителями, выступая в качестве полигона для апробации перспективных
разработок.
Задачи УНЦ университета:
1. Разработка
многоэтапной программы сотрудничества с ведущими транснациональными
ИТ-компаниями.
2. Организация и
проведение переговоров с вендорами по согласованию интересов университета и
производителей ИТ продуктов.
3. Подготовка программ
обучения по направлениям, осваиваимых ИТ продуктов.
4. Организация пилотного
обучения студентов по согласованным направлениям ИТ.
5. Подготовка
методических материалов для обучения.
6. Организация
подготовки ИТ-специалистов для заинтересованных корпораций.
В Информационном вычислительном центре (ИВЦ) МЭИ (ТУ),
базовом для энергетической отрасли ВУЗе, создан УНЦ для подготовки специалистов
высокой квалификации в области создания информационных систем управления.
Подразделения УНЦ МЭИ соответствуют первоочередным направлениям ИТ, по которым
утверждены программы сотрудничества:
·
Сетевая
Академия CISCO.
·
Университетский
Альянс SAP.
·
Академическая
Инициатива IBM.
·
Центр
Инноваций Microsoft.
Сетевая Академия CISCO.
Программа
Сетевой Академии Cisco (Cisco Networking Academy) предоставляет слушателям
комплексную среду обучения, которая позволяет им получать навыки использования
интернет-технологий, играющих важнейшую роль в условиях глобализации экономики.
Программа Сетевой Академии обеспечивает доступ к информационным
интернет-ресурсам и включает в себя лабораторные занятия, консультации и
поддержку преподавателей, средства онлайнового тестирования и проверки
успеваемости, практические, а также подготавливает слушателей к получению
сертификатов международного образца.
Классы
для занятий оснащены современными компьютерами, базовым и специальным
программным обеспечением, специальным лабораторным оборудованием,
учебно-методическими материалами, полностью отвечающими стандартам и
требованиям Cisco. В классах УНЦ проводятся занятия по авторизованным курсам,
готовящих студентов для сдачи экзаменов на промышленные международные
сертификаты. Курсы, 280 часов в год, включают в себя, как теоретическую
подготовку, так и обширную практическую подготовку, включающую множество
лабораторных работ.
Университетский Альянс SAP.
Программа
SAP по партнерству с высшими учебными заведениями - Университетский Альянс SAP
(SAP University Alliance Program)
официально стартовала в регионе СНГ в декабре 2007 года.
Сегодня
основным фактором создания длительного конкурентного преимущества и роста
инвестиционной привлекательности предприятий становятся оптимальные стратегии
управления бизнесом. Корпорациям необходимо быть высокоэффективными,
рыночно-ориентированными, конкурентоспособными, организационно и экономически
прозрачными, инвестиционно привлекательными и максимально ориентированными на
клиента. И именно информационные технологии играют важнейшую роль во всём мире
в преодолении этих трудностей.
SAP
является ведущим в мире поставщиком программных решений для бизнеса, отвечающих
требованиям компаний любого размера — от малых и средних предприятий до
глобальных компаний. Решения комплекса «Управление современным предприятием»
(mySAP Business Suite), базирующиеся на платформе SAP
NetWeaver, помогают предприятиям во всем мире совершенствовать взаимоотношения
с клиентами, расширять совместную деятельность с партнерами и повышать
эффективность деятельности компаний в рамках логистических цепочек и бизнес-операций.
Уникальные ключевые бизнес-процессы различных отраслей от авиакосмической
промышленности до энергетики и коммунального хозяйства, эффективно
поддерживаются с помощью 27 отраслевых решений SAP.
Реализация
данной программы даст возможность студентам высших учебных заведений получить
знания в области решений SAP для управления бизнесом.
Академическая Инициатива IBM.
Программа
IBM Academic Initiative
предоставляет учебным заведениям многих стран мира широкий набор ресурсов и
поддержку для получения студентами знаний и навыков для успешной
профессиональной деятельности в быстро развивающемся мире информационных
технологий.
Постоянно
расширяемый список предложений в учебных заведениях включает в себя следующие
ресурсы IBM:
o
дистрибутивы
программных продуктов IBM с длительными лицензиями и технологии с открытым
исходным кодом,
o
официальные
учебно-методические материалы IBM, учебные пособия и методики, рекомендуемые
IBM для использования в высших учебных заведениях,
o
широкий
выбор научно-технической литературы и архивы ИТ-журналов, издаваемых IBM,
o
библиотека
технической документации и интернет-сервисы удаленной технической поддержки,
o
технические
семинары, тренинги, конференции и круглые столы,
o
конкурсы,
соревнования и деловые игры,
o
удаленный
доступ к техническим ресурсам Центра Инноваций IBM,
o
форумы
сообщества пользователей продуктов IBM, сетевые дневники, интервью и
консультации инженеров IBM, мнения экспертов.
Другие
преимущества участия в программе IBM Academic Initiative:
·
Значительное
расширение спектра преподаваемых в ВУЗе высокотехнологичных программных
продуктов и наукоемких информационных технологий, ориентированных на решение
реальных практических задач;
·
Обеспечение
учебного процесса и некоммерческих научных исследований лицензионным программным
обеспечением IBM, передаваемым преподавателям ВУЗа на безвозмездной основе;
·
Предоставление
преподавателям ВУЗа информационной, методической, технической и экспертной
поддержки их профессиональной деятельности в рамках основного учебного процесса
ВУЗа;
·
Содействие
преподавателям ВУЗов в повышении квалификации, позволяющей обеспечить
наполнение учебного процесса современным содержанием и дать студентам
подготовку к профессиональной деятельности в постоянно меняющемся мире
информационных технологий;
·
Развитие
академической науки в части реализации совместных научных исследований с
крупнейшими отечественными и международными организациями;
·
Возможность
для студентов и преподавателей ВУЗа принимать участие в проводимых IBM
мероприятиях и конкурсах. Для преподавателей ежегодно организуются конкурсы на
получение именных грантов;
·
Содействие
со стороны IBM в профессиональной сертификации студентов старших курсов с
последующим размещением резюме сертифицированных студентов в базе данных IBM,
доступной для наших клиентов и бизнес-партнеров во всем мире, в том числе и в
России и странах СНГ.
Центр Инноваций Microsoft.
Центр инноваций Microsoft открывается
в рамках инициативы Microsoft Local Software Economy (LSE).
Программа предоставляет ресурсы и услуги
по трем направлениям:
·
накопление
интеллектуального капитала, включающее в себя курсы по разработке программного
обеспечения, тренинги для студентов в сфере бизнеса, а также программы по их
трудоустройству.
·
развитие
сотрудничества в ИТ-индустрии, ориентированного на создание партнерских
программ в области лицензирования программного обеспечения.
·
разработки
инноваций в сфере программного обеспечения. Центр инноваций Microsoft обладает
значительными возможностями не только с точки зрения разработок и применения инноваций,
но и организации партнерств и взаимодействия с другими представителями отрасли.
Заключение
1)
Ужесточение конкуренции между компаниями требует от студентов - будущих
специалистов - высокого уровня подготовки в области современных информационных
технологий.
2)
Анализ политики компаний в области подбора ИТ-персонала позволил сформулировать
следующие основные тенденции:
·
.
Большинство компаний называют нехватку квалифицированных работников ИТ одним из
барьеров, препятствующих росту предприятия.
·
Уровень
сложности ИТ систем, скорость их модернизации, прямая зависимость экономических
успехов компании от эффективности работы ИТ-персонала требует профессиональной
подготовки переподготовки ИТ-специалистов, начиная с вузовской ступени.
·
Сети
Интернет становятся важным средством повышения эффективности административной
работы и улучшения коммуникации учебных заведений.
3) Таким образом, перед учебными заведениями ставится задача дать
студентам те знания, которые позволят им достичь профессионального успеха в ХХI столетии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сетевая академия CISCO
http://www.cisco.com
2. Университетский альянс SAP http://www.sap.com/cis/company/uni_alliance/index.epx
3. Центр инноваций Microsoft http://www.microsoft.com/rus/news/issues/2006/10/innovationcenter_in_mephi.mspx
4. IBM Academic Initiative
http://www-304.ibm.com/jct09002c/university/scholars/academicinitiative