BC/NW 2009; №2 (15):12.1
О ПЕРСПЕКТИВАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
Позднеев Б.М., Сутягин М.В.
(ГОУ ВПО Московский государственный технологический университет «Станкин», Россия)
Перспективы развития трансграничного и транснационального
образования, основанного на применении информационно-коммуникационных
технологий и новых форм обучения, в значительной степени зависят от базовых
принципов формирования образовательного информационного пространства на
региональном, отраслевом, национальном и межгосударственном уровнях [1-4]. В
качестве концептуальных основ формирования образовательного информационного
пространства отечественной системы образования, основу которой составляют
информационно-коммуникационная сеть и корпоративная информационная система,
следует рассматривать:
1. Обеспечение принципа открытости корпоративной информационной системы, мобильности приложений, сетевой интероперабельности, дружественного отношения к пользователям, применения открытых спецификаций в области стандартов на информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
2. Формирование профиля международных стандартов, учитывающего специфику разработки и применения технологий электронного обучения (e-learning) на основе использования базовых международных стандартов, разрабатываемых ИСО/МЭК СТК 1/ПК 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке».
3. Разработка комплекса национальных стандартов по информационно-коммуникационным технологиям в образовании (ИКТО), гармонизированным с основополагающими международными стандартами и учитывающих специфику отечественной системы образования.
В перспективном плане наибольший практический интерес представляет реализация положения, связанного с разработкой и профилированием требований основополагающих международных и национальных стандартов в области электронного обучения.
Разработку международных стандартов в области электронного обучения обеспечивает ИСО/МЭК СТК 1/ПК 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке», взаимодействующий с международными и национальными ассоциациями и объединениями: CEN/ISSS WS-LT, CEN/ISSS CDFS, CEN/ISSS WS on Privacy, AUF, IMS, AICC, DCMI, IEEE LTSC, ADL [4].
ПК36 был образован в составе ИСО/МЭК СТК1 в
Рабочие группы возглавляют конвинеры из различных стран:
- WG1 – Терминология (США);
- WG2 – Технологии коллективной работы (Япония);
- WG3 – Информационная поддержка преподавателя (Франция);
- WG4 – Управление и доставка контента (Канада);
- WG5 – Обеспечение качества (Германия);
- WG6 – Международные стандартизированные профили (Китай);
- WG7 – Культурная/языковая/гуманитарная деятельность (Норвегия).
В настоящее время ПК 36 «Обучение образование и подготовка»
разработала 12 международных стандартов в области электронного обучения, в
рабочих группах ведется активная работа по подготовке более 30 нормативных
документов (международные стандарты и технические отчеты), которые должны быть
введены в действие в 2009-
Указанные международные стандарты и проекты документов составят основу международного профиля стандартов для развития индустриальных технологий электронного обучения (см. рис.).
Одной из основных задач при создании образовательного информационного пространства и развития новых форм обучения является обеспечение гарантий безопасности и качества. В этой связи следует обратить внимание на международный стандарт ИСО/МЭК 19796 «Информационные технологии в обучении, образовании и тренинге - Управление качеством, гарантии и метрики», включающий следующие пять частей [5]:
1. Общий подход.
2. Модель качества.
3. Методы и метрики.
4. Лучшие практики по реализации руководств.
5. Рекомендации по применению ИСО/МЭК 19796-1.
Указанный стандарт имеет важное методологическое значение и содержит базовые положения, описания методов и метрик, необходимых для обеспечения качества в области электронного обучения. При этом в концептуальном плане данный стандарт опирается на базовые принципы международных стандартов в области менеджмента качества (ИСО 9000, ИСО 9001. ИСО 9004) и системной и программной инженерии (ИСО/МЭК 15288, ИСО/МЭК 12207, ИСО/МЭК 90003 и др.). Соответственно, в качестве доказательной базы для оценки качества электронного обучения должны использоваться стандарты, разрабатываемые во всех других рабочих группах ПК 36. Профилирование требований к информационному образовательному пространству и корпоративным системам электронного обучения должно осуществляться с учётом их специфики и на основе анализа указанных стандартов.
От Российской Федерации функции постоянно действующего
национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК1/ПК36 исполняет ТК 461
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании». ТК 461 был создан в
- ПК 1 «Общесистемные и основополагающие нормативные документы по стандартизации ИКТО». Председатель: д.ф.н., проф. Краснова Г.А.
- ПК 2 «Взаимосвязь открытых систем в образовании». Председатель: д.т.н., проф. Климанов В.П.
- ПК 3 «Автоматизированные информационные системы управления отраслью и образовательными учреждениями». Председатель: д.т.н., проф. Кулагин В.П.
- ПК 4 «Образовательные среды и информационные ресурсы». Председатель: д.т.н., проф. Иванников А.Д.
- ПК 5 «Обеспечение функциональной безопасности ИКТО». Председатель: к.т.н., доц. Пресняков Н.И.
- ПК 6 «Обеспечение качества электронного обучения». Председатель: д.э.н., проф. Рубин Ю.Б.
Структура профиля требований для формирования образовательного информационного пространства
В настоящее время введены в действие первые шесть национальных стандартов комплекса стандартов по ИКТО:
- ГОСТ Р 52652-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие положения»;
- ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»;
- ГОСТ Р 52655-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования»;
- ГОСТ Р 52657-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов»;
- ГОСТ Р 52656-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Общие требования»;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 8825-4-2006 «Информационная технология. Правила кодирования АСН.1. Часть 4. Правила XML кодирования (XER)».
В рамках выполнения Плана национальной стандартизации на
Помимо национальных и международных стандартов в профиль требований могут быть включены своды правил, стандарты организаций и иные нормативно-технические документы, разрабатываемые научными и образовательными учреждениями и ассоциациями [6]. В целом можно заключить, что разработанные к настоящему моменту международные и национальные стандарты содержат все необходимые основополагающие требования для формирования образовательного информационного пространства на региональном, отраслевом и национальном уровнях.
Литература
1. Липаев В.В. Программная инженерия. Методологические основы. — М.: ТЕИС, 2006. — 608 с.
2. Технология открытых систем. Под редакцией А.Я. Олейникова. –М.: Янус-К, 2004, 288 с., илл.
3. Реализация основных направлений информатизации образования и приоритеты развития (2009-2010 гг.) // «Информатизация образования и науки», №1 – 2009, 116 с., С. 3-12.
4. Позднеев Б.М. Разработка национальных и международных стандартов в области электронного обучения // «Информатизация образования и науки», №2 – 2009, 136 с., С. 3-12.
5. Позднеев Б.М., Косульников Ю.А., Сутягин М.В., Позднеев Б.Б. Стандарт 19796 придет в Россию // «Качество образования» №5 – 2009, с. 44-47.
6. Башмаков А.И., Старых В.А. Принципы построения и описания профилей стандартов и спецификаций информационно-образовательных сред. Метаданные информационно-образовательных ресурсов сферы образования / Серия «Нормативно-техническое обеспечение информационных технологий в образовании», Выпуск 1. –М.: Фонд «Европейский центр по качеству», 2009, 378 с.