BC/NW
2010, №1 (16): 3.1
характеристики качества для
контроля доступа к удаленным объектам с применением решетчатой тороидальной
оптической транспортной сети связи
Рахматулин А.М., Шалагинов В.А.
Современные
оптические транспортные сети обладают открытым интерфейсом и могут оперировать
сигналами разного формата, однако из-за прозрачности оптических каналов
возникают ограничения способности оценки качества передачи [7]. В настоящее
время существует потребность в сетях, позволяющих обеспечить одинаковые показатели
надежности и характеристики качества для каждого сетевого узла [4].
Характеристики
качества инфокоммуникационных услуг, предложенные в
рекомендации МСЭ-Т Y.1540 [1] предназначены для измерения параметров передачи
пакетов IP. В рекомендации Y.1541 [2] предложены численные значения этих параметров. В
зависимости от численных значений характеристик определены классы качества
обслуживания.
Для
инфокоммуникационных услуг целесообразно использовать
многомерный вектор, составленный с учетом особенностей инфокоммуникационных
услуг на уровне приложений. Определим n-мерный вектор , , (. Координаты вектора –
являются характеристиками качества инфокоммуникационных
услуг.
Рассмотрим
методы измерений характеристик качества на примере задержки. Задержка передачи
пакета данных является важным параметром для инфокоммуникационных
услуг реального времени. В современной литературе используется термины
“эластичный трафик” и “потоковый трафик” [3], применительно к трафику услуг
некритичных к задержкам и критичных к задержкам (услуги реального времени)
соответственно.
Задержка
передачи пакета данных, возникающая при предоставлении инфокоммуникационной
услуги, при измерениях на уровне средних значений будет представлять собой
сумму:
,
где , , – задержка в сети
доступа, транспортной сети и на обработку услуги. Для соблюдения определенного
уровня значений всех качественных характеристик целесообразно использовать
сетевую сеть, гарантирующую определенный уровень этих значений.
Концепция
архитектуры отказоустойчивой решетчатой оптической транспортной сети (ОРОТС)
заключается в том, что, в отличии от существующих
архитектур транспортных сетей, позволяет организовывать одинаковую степень
защищенности для каждого сетевого узла, независимо от того, где он
располагается – на границе сети или в ее центре.
Решетчатая
сеть является одним из видов тороидальных сетей и
представляет собой 2-х мерный неориентированный, неупрощенный тор c N рядами и M колонками [4]. В отличии
от сети Манхеттен связи между узлами сети неориентированны
[4,5].
Далее
проведем сравнение с ячеистой сетью по коэффициенту простоя (Кп), рассчитываемая по
формуле из [6]:
Решетчатая
сеть с совмещенными волоконными кольцами:
Решетчатая
сеть с разнесенными волоконными кольцами:
Ячеистая
сеть:
Для
граничных узлов
Для
узлов в центре сети
Ячеистая
сеть не позволяет достигать одинакового коэффициента простоя для узлов на
границе и в центре сети. Сетевые узлы, находящиеся в центре ячеистой сети, в
случае с решетчатой сетью. с
разнесенными волоконными кольцами, обладают большим коэффициентом готовности,
однако при выходе из строя одного такого узла смежные с ним узлы потеряют
доступ к одной физической линии, что для граничных узлов является критичным. ОРОТС
позволяет гарантировать определенный уровень значений качественных
характеристик.
Литература
1.
Internet protocol aspects – Quality of service
and network performance, Network performance objectives for IP-based services,
// Рекомендация МСЭ-Т Y.1541, 2006.
2.
Internet protocol
aspects – Quality of service and network performance, Internet protocol data
communication service – IP packet transfer and availability performance
parameters // Рекомендация МСЭ-Т Y.1540, 2007.
3.
Наумов В.А., Самуйлов К.Е., Яркина Н.В. Теория телетрафика мультисервисных сетей - М.: РУДН, 2007. – 191 с.
4.
Parhami B, Ding-Ming
Kwai, Comparing Four
Classes of Torus-Based Parallel Architectures: Network Parameters and
Communication Performance // Mathematical and Computer Modelling,
Issue 40, pp. 701-720, 2004.
5.
Maxemchuk N.F.. The
6.
Алексеев Е.Б. Проектирование и
техническая эксплуатация цифровых волоконно-оптических систем передачи – М.:
ООО «Оргсервис-2000», 2007. - 218 с.
7.
Меккель А.М. Полностью оптическая
транспортная сеть. Основные положения – М.: ФГУП ЦНИИС, 2008 – 104 с.