BC/NW
2011; №2 (19):13.1
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Тихонов
А.Н., Иванников А.Д., Гридина Е.Г.
(Федеральное
государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт
информационных технологий и телекоммуникаций», Москва, Россия)
Интеграция информационно-образовательных ресурсов в единую среду и
организация доступа к ним - важное направление развития современных
информационных технологий в сфере образования. За последнее время в открытом
доступе появилось много информационных ресурсов, которые могут быть полезны
образовательному сообществу, но их разброс в Сети осложняет пользователям поиск
актуальной и качественной информации для задач сферы образования. Разработка
механизмов, обеспечивающих создание и функционирование общей системы интеграции
информационно-образовательных ресурсов на федеральном уровне, - одно из
приоритетных направлений в области информационного обеспечения перехода к
образованию с использованием информационных технологий.
Важным компонентом реализации государственной политики в обеспечении
совершенствования содержания и технологий образования нового качества стало
создание "Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов"
(ФСИОР). Труд коллектива разработчиков этой системы федеральных образовательных
порталов получил высокую оценку - премию Правительства РФ за 2008 год в области
образования.
В рамках мероприятий национального проекта «Образование», федеральных
целевых программ обозначены такие важные проблемы, как:
·
формирование
информационно-технологической инфраструктуры системы образования, включая:
o
создание
федеральной системы информационного обеспечения развития образования;
o
предоставление
образовательным учреждениям открытого доступа к хранилищам
информационно-образовательных ресурсов;
·
использование
информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая:
o
создание и внедрение в учебный процесс наряду с
традиционными учебными материалами современных электронно-образовательных
ресурсов;
o
разработку
средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;
o
обеспечение
качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе
их стандартизации и сертификации.
o
Для
решения проблем такого масштаба требуется единый взгляд, системный подход в создании интегрированной федеральной отраслевой системы в
масштабах государства.
Стратегической и основополагающей целью целого ряда крупных проектов,
выполняемых ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», в течение достаточно длительного периода,
является создание и внедрение в сферу образования территориально-распределённой
интегрированной системы информационно-образовательных ресурсов, являющейся
единой открытой средой доступа и взаимодействия.
В основу подхода были положены следующие методологические подходы и
принципы формирования системы:
·
интеграция
информационно-образовательных ресурсов в единую среду и обеспечение открытости
доступа к ним;
·
рубрикация
информационных ресурсов по уровням образования, предметным областям, типам
представляемых материалов для различных категорий пользователей;
·
реализация
распределенных схем создания, актуализация и хранения информационных ресурсов;
·
информационное
взаимодействие компонентов системы.
Федеральная система информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР)
является системообразующим компонентом единой образовательной информационной
среды, который обеспечивает практическую реализацию сервис-ориентированной
модели информатизации сферы образования, доступность и эффективность
использования, интеграцию и унификацию разрозненных
информационно-образовательных ресурсов для всех уровней системы образования
Российской Федерации. Составные части и подсистемы ФСИОР обеспечивают единую
схему технологической реализации механизмов приемки, хранения, сопровождения и
унифицированного доступа к информационно- образовательным ресурсам различных
типов.
На сегодня ядро
ФСИОР включает в себя следующие элементы:
·
информационная
система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru, включающий интегральный каталог образовательных
интернет-ресурсов http://window.edu.ru/window/catalog и открытую полнотекстовую библиотеку учебных и
учебно-методических материалов для общего и профессионального
образования http://window.edu.ru/window/library;
· ресурсы и информационные разделы федеральных
образовательных порталов: «Российское образование» www.edu.ru, и ряда профильных порталов;
· хранилище Единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов для общего образования
http://school-collection.edu.ru;
·
хранилище интерактивных электронных образовательных
ресурсов по основным предметам общего образования для открытой мультимедиа
среды http://fcior.edu.ru.
При разработке ФСИОР определены и реализованы следующие требования:
– обеспечение интеграции и распространения
образовательной, научной и научно-популярной информации, создаваемой
высококвалифицированными специалистами;
– содействие учебному и научному процессу путем
повышения эффективности доступа к качественным информационным ресурсам;
– удовлетворение потребностей общества в
различных информационных ресурсах в сфере образования, науки и культуры.
Реализация ФСИОР в соответствии с вышеперечисленными требованиями
решает следующие основные задачи:
·
создание
условий для комплексного использования информационных технологий по всем
направлениям деятельности системы образования, включая учебную и научную;
·
обеспечение
свободного доступа к качественным информационным и учебно-методическим
ресурсам, востребованным различными представителями системы образования;
·
обеспечение
актуальности и достоверности предоставляемой информации;
·
организация
эффективного, оперативного и надежного доступа к информации, а также удобства
интерфейса пользователя;
·
создание
унифицированной системы навигации и доступа к ресурсам;
·
интеграция
подсистем ФСИОР на компонентах различных производителей;
·
обеспечение
эффективности реализаций и разработок, благодаря точности спецификаций и соответствию заложенным унифицированным решениям;
·
использование
стандартизованных интерфейсов и прозрачности механизмов реализации сервисов для
переноса прикладного программного обеспечения.
В заключении можно сформулировать основные итоги. ФСИОР
спроектирована как расширяемый и
постоянно пополняемый набор отраслевых хранилищ, реализованных по единым
технологическим принципам на различных аппаратно-программных платформах,
использующих единую модель метаданных и рубрикаторов, и импортирующих метаданные своих
ресурсов в единый интегральный каталог.
Научная и практическая ценность подхода состоит в реализации комплексной модели
распределенной системы доступа к информационно-образовательным ресурсам.
Реализация концепции ФСИОР обеспечивает унифицированный доступ,
сквозной поиск и навигацию по объединенному каталогу образовательных ресурсов,
системно интегрированных и физически размещенных в территориально
распределенных хранилищах системы.
Разработанная система полностью оригинальна. Она не имеет аналогов в
России и соответствует лучшим образцам мировой практики интеграции
информационно-образовательных ресурсов в единую среду и организации доступа к
ним. Отдельно стоит отметить обеспеченность ресурсов ФСИОР
информационно-методическими материалами [1, 2, 3].
В рамках представляемой системы для
информационного, организационного и технического взаимодействия при решении
задач унификации технологических решений в ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»
разработаны спецификации метаданных информационных ресурсов сферы образования,
совместимые с международными стандартами, которые утверждены как стандарты
организации. Данные
стандарты приняты Техническим комитетом по стандартизации
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» в качестве
основы для разработки нормативных документов по стандартизации образовательных
сред и информационных ресурсов, одновременно с этим ФГУ
ГНИИ ИТТ «Информика» получило право на сертификацию в системе Европейского
фонда менеджмента качества (EFQM).
Полученные результаты позволяет отнести ФСИОР к сетевым структурам, не
только обеспечивающим открытый доступ к информационно-образовательным ресурсам,
содействующим учебно-воспитательному и научному процессу учреждений системы
образования, но и динамично развивающейся средой коммуникации участников
образовательного процесса, определяющей новый качественный уровень развития в
парадигме образования.
Ресурсы ФСИОР востребованы национальным образовательным сообществом.
Согласно статистике независимых поисковых систем количество просмотренных
страниц ФСИОР в неделю составило в среднем 1,7 миллиона, а среднесуточное количество
обращений к ресурсам ФСИОР – более 220 тысяч. По состоянию на апрель 2011 года
общее наполнение ФСИОР учебными и учебно-методическими материалами составило
более 250 тысяч полнотекстовых ресурсов и более 340 тысяч описаний ресурсов.
Литература
1.
Единое
окно доступа к ресурсам образовательных порталов/ А.Г. Абрамов,
М.В. Булгаков, Е.Г. Гридина и др. // Информационно-методическое
пособие для учреждений общего образования. Вып. 1. - М.: Московская
типография №6, 2007. – 32 с.
2. Единое окно доступа к ресурсам
образовательных порталов/ А.Г. Абрамов, М.В. Булгаков,
Е.Г. Гридина и др. // Информационно-методическое пособие для
учреждений высшего профессионального образования. Вып. 2. - М.: Московская
типография №6, 2007. – 32 с.
3. Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов/ А.Н. Тихонов, И.И. Чиннова и др.// Информационно-методическое
пособие для педагогов и учащихся учреждений общего образования. - М.: ФГУ ГНИИ
ИТТ «Информика». 2010, – 44с.