BC/NW 2011; №2 (19):13.5
НОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНТАМИ ЧЕРЕЗ WEB
Филиппович А.Ю.
(Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Россия)
Научно-образовательный кластер (НОК) CLAIM был создан в начале
За пять лет активного развития в состав НОК CLAIM вошли несколько новых
веб-ресурсов, созданных для информационной или экспериментальной поддержки
отдельных проектов и разработок, а первоначальный сайт стал трансформироваться
в учебно-исследовательскую среду с ориентацией на сервисный подход в рамках
концепции Web 2.0. В настоящее время кластер объединяет не только ресурсы и
сервисы, но и большой коллектив ученых, преподавателей, аспирантов и студентов,
образуя своего рода «интегрированную научную школу».
Новыми целями НОК CLAIM стали не только и не столько представление научных
достижений и практических решений, а поддержка инновационных технологий
организации учебного процесса, формирование современной платформы для апробации
новых идей и разработок в области передовых информационных технологий.
НОК как инновационная форма интеграции науки и образования. Использование в названии проекта слова
«кластер» во многом метафорично, т.к. в переводе с английского языка cluster
обозначает «группу строений, имеющих общий двор». В заданном контексте метафора
«общий двор» символизирует ведущих и основателей ресурса, а под метафорами
«группа строений», «скопление» подразумеваются проекты, исследования,
разработки и публикации, которые выполнялись совместно с коллегами и учениками.
Кроме того, у многих специалистов слово кластер ассоциируется с
высокопроизводительными вычислениями (вычислительными класте-рами),
использование которых позволяет достичь новых научных результатов и проводить
недоступные в одиночку трудоемкие исследования. Аналогичная идея заложена в
концепцию создания НОК CLAIM, который оказывает поддержку исследований и
практических разработок на стыке различных наук и отраслей, характеризующихся
высокой сложностью и трудоемкостью освоения.
Стоит также отметить, что идея создания научно-образовательных кластеров
как информационно-организационной структуры, объединяющей научные и
преподавательские коллективы, представителей академического сообщества и
работодателей в настоящее время нашла широкую поддержку среди
научно-педагогического сообщества и руководства страны. Так, уже в
В выступлении
Сегодня с высоких трибун раздаются призывы активно развивать отечественное
инженерное образование, которое многие годы считалось одним из лучших в мире.
Его характерной особенностью ‑ «русским методом подготовки инженеров»,
заложенной в устав ведущего инженерного вуза страны – МГТУ им. Н.Э. Баумана,
является «обучение через науку».
Создание научно-образовательного кластера CLAIM призвано переложить уже
накопленный русской инженерией опыт преподавания на новые рельсы – современные
информационные технологии.
Конкретными шагами в этом направлении является всесторонняя пропаганда
научных проектов, научно-исследовательской и инновационной деятельности
студентов:
·
Большинство
дипломных и бакалаврских проектов, а также магистерских диссертаций так или
иначе связаны с проводимыми научными исследованиями, информация о которых
размещена на сайтах НОК CLAIM – всего более 20 научных проектов, среди которых
особо можно выделить: Автоматизированную систему научных исследований (АСНИ)
«Ассоциативных экспериментов», АСНИ «Компьютерная семиография», Компьютерная
историческая лексикография (Электронные Картотека древнерусских слов и Словарь
русского языка XI-XVII веков, Словарь Академии Российской 1789–94 гг.), Теория
SIE-моделирования, Semantic Web & Text Mining, Жестомимический интерфейс,
Визуальная семиотика и др.
·
В рамках
изучения читаемых дисциплин студентам предлагаются темы практических заданий,
лабораторных и курсовых работ, связанные с указанными проектами. Это позволяет
через выполнение простых заданий заинтересовать студентов тематикой и научными
исследованиями.
·
Положительно
себя зарекомендовал опыт привлечения магистрантов и аспирантов для руководства
студенческими проектами, что позволяет не только развить их компетенции по
руководству проектами, но и дополнительно мотивирует студентов.
·
Проводится
работа по открытому ведению диссертаций и дипломных проектов с представлением в
Интернет всех публикаций, презентаций, видеозаписей выступлений и другой
информации. Несмотря на потенциальный риск «заимствования» идей и результатов
работ, публичное представление материалов дисциплинирует молодых
исследователей, дает им дополнительные преимущества при защите своих научных
работ. В 2010 году защитился первый аспирант (Иван Нейский), который работал по
этой схеме с момента поступления в аспирантуру.
·
Среди всех
участников НОК CLAIM вводится обязательные требования по созданию своих
персональных веб-страниц и разделов по проектам, регулярного их обновления и
ведения. К сожалению, пока не удается реализовать этот механизм полностью из-за
технических сложностей, нормативных ограничений и других факторов.
·
В конце
2010 года на сайте создан специальный раздел об участии студентов в различных инновационных
конкурсах, где рассказывается об успехах и попытках покорить новые вершины.
Проблемы использования технологий web 2.0 в преподавании. Для поддержки базовых функций в рамках НОК
CLAIM размещено большое количество электронных образовательных ресурсов,
примеры научных исследований, студенческих разработок, статьи, книги и ссылки.
Через сайт ведется консультирование по учебным курсам, информирование об
изменениях в расписании, конкурсах для студентов, предстоящих конференциях,
новых статьях и книгах, интересных ресурсах и т.д. На ресурсе представлено
свыше 3 Gb текстовых данных и более 600 печатных листов научно-образовательной
информации, которые ежедневно изучают 300-500 посетителей.
Несмотря на то, что подобная функциональность образовательного сайта
сегодня выглядит обыденно, очень немногие преподаватели создают подобные
ресурсы. Как правило, это связано со сложностью технической реализации и
поддержки или недостаточной квалификацией для самостоятельного ведения
веб-ресурсов или отсутствием централизо-ванной политики в большинстве вузов.
Что касается современных студентов, то они уже давно не воспринимают даже
продвинутые образовательные ресурсы как значимый вклад в их обучение и
возможность приобрести новые знания. Возможно, это связано с их ощущением
«шаговой доступности» любой информации, которую услужливо предоставляют
поисковые системы. Практика показывает, что студент в первую очередь «гуглит»
нужную информацию, а уж потом (с каждым годом все реже) изучает специально
подготовленные материалы преподавателя.
Новой тенденцией, связанной с развитием технологий web2.0, стало смещение «поискового
входа» в учебный процесс на «социально-сетевой», при котором студенту даже не
надо искать информацию – нужно лишь зайти и прочитать комментарии в группе
социальной сети или на специальном студенческом сайте.
К сожалению, мне как ведущему сайту, пока не удалось выработать
универсального решения этой проблемы, однако внимательное изучение студенческой
активности и их анкетирование позволило выявить следующие ориентиры в развитии
НОК CLAIM:
1. Интерактивность ресурсов. Слабая мотивация студентов и обилие
развлекательных ресурсов в Интернет требуют даже от образовательных сайтов
максимального воплощения концепции RIA (Rich Interface Application) или даже
«Edutaiment» («обучение через развлечение»).
Для реализации этих требований на ресурсах НОК CLAIM стало появляться
больше графики, анимации и других мультимедиа-компонент. Например, с
Статистика также показывает, что видеозаписи выступлений на семинарах и
вебинарах НОК CLAIM, сделанные с помощью непрофессиональной камеры и прошедшие
простую обработку в полярных пакетах компании Adobe, пользуются большей
популярностью, чем тексты статей и докладов, которые имеют более высокое
качество представления материалов и требуют существенно меньше времени на
изучение. Аудиозаписи также пользуются меньшей популярностью, несмотря на
статичность картинки и ее невысокое качество, однако вызывают интерес при их
преобразовании в mp3-формат для прослушивания в пути.
2. Квантование информации и перманентное оповещение. На сегодняшний
день технологии веб 2.0 создали целый «мир коротких сообщений и анонсов»,
которые во многом исключили потребность в поиске (отслеживании) второстепенной
информации и способствуют отторжению объемных материалов. Учитывая это, с 2009
года на сайте заработал RSS-канал, который позволяет подписаться на
автоматическую рассылку важной информации и осуществлять ее структурирование, а
с
Вместе с тем опрос студентов
·
студенты
или стесняются или им нечего сказать, и особенно в формате регулярного
микроблоггинга;
·
многочисленные
социальные сети и так доставляют им непрерывный и объемный поток «малых
сообщений».
Для преодоления указанных сложностей в
Сейчас для страниц НОК CLAIM разрабатываются новые сервисы, которые
позволят осуществить легкое добавление информации с сайта в блог, социальную
сеть, твиттер и т.д., а также осуществлять автоматический кросспостинг и
ведение страниц в социальных сетях.
3. Информационная социализация и открытость. В настоящее время,
помимо уже перечисленных инициатив, запущена экспериментальная научная
социальная сеть на базе технологий Windows Live, в рамках которой могут
взаимодействовать все студенты, изучающие курс «Компьютерные технологии в
образовании и науке». Полностью электронная сдача и оценка учебных заданий
позволила не только собрать общедоступный студенческий ресурс, но исключила
списывание, повысила качество студенческих работ, увеличила число удаленных
подключений и т.д.
К сожалению, перечисленные ориентиры не охватывают весь спектр проблем,
которые необходимо решать – они лишь показывают тот минимум, который нужен
образовательному ресурсу, чтобы остаться в поле зрения современного студента.