BC/NW 2012; №2 (21):9.1
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРНЕТ - ПОРТАЛА ВУЗА НА ПЛАТФОРМЕ
SHAREPOINT
Горбунова А.О., Гусев Э.М., Крепков И.М., Лаврушко В.В., Потехин П.А.
Введение
Разработка
сайтов для подразделений МЭИ с применением различных программных продуктов
проводится командой web-разработчиков ИВЦ МЭИ более 10 лет. На данный момент,
используемая платформа SharePoint удовлетворяет всем основным функциональным
требованиям по разработке образовательных ресурсов, позволяет осуществлять
интеграцию с внутренними образовательными системами вуза, включая работу с
базами данных сотрудников, студентов, и имеет собственные решения для
структуризации информационной деятельности вуза. Решение интернет - портала на
SharePoint обеспечивает совместную работу с различными типами данных и делает
ее максимально удобной.
Функциональные возможности
Интернет-портал
на базе SharePoint обладает следующими функциональными возможностями:
·
готовая система управления структурой и контентом сайта
онлайн;
·
создание согласованной структуры сайта на нескольких языках;
·
широкие возможности для самостоятельного добавления
информации пользователями;
·
настройка персональных страниц пользователей, размещение
личной информации, загрузка файлов;
·
механизмы совместной работы со страницами и документами;
·
полноценный корпоративный поиск, в том числе:
o поиск персоналий по ФИО,
году рождения, номеру группы;
o поиск файлов и документов по
областям, свойствам документов;
o поиск в связанных и внешних
системах;
o фильтрация и упорядочение
результатов поиска.
·
автоматизированное развертывание и обновление собственных
решений;
·
поддержка взаимодействия с внешними данными, в том числе:
o базы данных,
o WCF и веб-службы,
o сборки .NET Framework,
o пользовательские источники
данных;
·
гибкая система аутентификации.
Помимо
этого, решение для интернет - портала ВУЗа на SharePoint позволяет:
·
оперативно изменять структуру подразделений и персоналий,
·
публиковать документы и управлять доступом к информации
самим пользователям,
·
публиковать расписания и выполнять привязку к
персоналиям,
·
вводить и редактировать учебные планы (список дисциплин,
с распределением часов по видам занятий),
·
использовать привычный специализированный формат для
ввода и редактирования учебных планов,
·
осуществлять хранение данных,
·
разграничивать полномочия пользователей,
·
получать актуальные данные о студентах и преподавателях.
Каждый пользователь получает возможность создания
личного сайта, где он будет владельцем с полными правами.
Архитектура интернет - портала на SharePoint
В
основе архитектуры SharePoint стоит группа серверов, управляемых общей группой
администраторов и использующих общую конфигурационную базу данных. При этом
данные сервера обеспечивают работу одного или более порталов.
Сервера
делятся на три группы:
·
сервера баз данных,
·
WFE сервера,
·
сервера приложений.
Архитектура
решения представлена на рис. 1.
Рис. 1. Архитектура решения
SharePoint
2010 хранит данные на сервере баз данных, которым для него выступает MS SQL
Server 2005/2008 в любой из редакций. Для этого формируется ферма, состоящая,
как минимум, из двух серверов. Содержимое сайта хранится в контентных базах,
которые создаются из нового приложения. Существует возможность сохранения
контентной базы сайта и переноса ее на другой сервер.
WFE-сервер, основой которого является служба Windows IIS,
служит точкой подключения клиентов к порталу. На данном сервере создается WEB
узел IIS, управляющий клиентскими подключения по определенному порту. WFE
принимает клиентское подключение и определяет к какому веб-узлу оно
осуществляется. Таким образом, он вычисляет, какое веб-приложение SharePoint
использует данный веб-узел. Далее происходит обращение к контентной базе данных
этого веб-приложения, поиск контента запрашиваемой страницы, компилирование
страницы и возврат ее пользователю. WFE-серверов может быть несколько.
Сервер приложений
(Application Server) включает в себя целый комплект запущенных служб и
настроенных сервисов, которые затем объединяются в группы. При входе на главную
страницу портала, попадаем на один из наших WFE серверов. Запрашиваем какой-то
сервис – WFE выбирает один из серверов приложений, на которых работает данный
сервис и передает запрос ему – запрос обрабатывается и возвращается на WFE
–получаем ответ от WFE сервера.
Структура
портала состоит из веб-приложения (web Application), на этапе создания которого
задаются имя портала (host header), порт и вид аутентификации. Архитектура
портала представлена на рис. 2.
Рис. 2. Архитектура портала
На
выбранном приложении создается коллекция сайтов (Site collection), где
осуществляется выбор шаблона для сайта. Каждая коллекция сайтов состоит из
нескольких узлов (Sites), в т.ч. узел верхнего уровня (Top-Level Site),
являющийся стартовой страницей портала. Узлы являются разделами портала. Так же
узлы содержат списки и библиотеки, в которых хранятся документы и другие
данные.
Данная
архитектура:
·
обеспечивает для пользователей доступность работы с
сайтом в различных условиях;
·
обеспечивает удаленный доступ к сайту;
·
дает возможность работы с SharePoint-порталом в любом
браузере.
При
разработке портала на базе SharePoint практически не требуется написание кода,
тем самым значительно повышается скорость разработки.
Работа
с сайтом осуществляется через браузер в режиме онлайн. Администрирование и
техподдержка осуществляются так же через браузер.
Изменение
дизайна и разработка дополнительных модулей требует установки соответствующего
программного обеспечения (SharePoint Designer, InfoPath и т.д).
Описание системы, её основные характеристики и возможности
Каждый
пользователь портала получает возможность создать личный сайт, где он будет
владельцем с полными правами. Он может использовать личный сайт для хранения
документов, а так же как визитную карточку внутри вуза и вне его. На каждого
сотрудника заводится личный профиль, хранящий информацию о телефонах, адресах,
умениях и многом другом.
Доступ
к ресурсам портала для пользователя осуществляется на основе выданных ему ролей
и привязки к институтам и кафедрам. При входе система отображает данные и
предоставляет функциональность, на которую у пользователя есть полномочия.
Максимальными правами обладает Администратор портала, который имеет возможность
добавлять пользователей и изменять их права. Среди пользователей могут быть
администраторы более низкого уровня, которые отвечают за конкретный набор
информации и могут предоставлять разрешения в рамках своих полномочий.
Для
портала вуза определены следующие типы прав (права распространяются на создание
/ редактирование / удаление объектов / просмотр объектов):
·
управление персональной информацией о сотруднике,
·
управление расширенными характеристиками подразделения,
·
управление разделами сайта ответственных сотрудников,
·
управление документами,
·
управление кадровым составом,
·
управление расписанием.
Внешний
вид портала может изменяться в соответствии с требованиями по дизайну и
структуре, при этом вся опубликованная ранее информация сохраняется.
Для
работы с порталом на SharePoint существует административная панель, возможности
которой раскрываются в соответствии с полномочиями пользователя.
В
режиме редактирования страницы сайта на экране отображается панель инструментов
для работы с контентом. Есть встроенный функционал для добавления таблиц,
изображений, ссылок, документов и т. д. Таким образом, для редактирования
собственного раздела, пользователю не требуется дополнительных знаний html и
css. Доступна проверка орфографии в режиме онлайн. Публикация материала
осуществляется в 3 этапа:
·
сохранение,
·
утверждение,
·
публикация.
Данные этапы позволяют разделить полномочия между
сотрудниками, а так же их количество может быть изменено.
Заключение
Портал,
созданный на основе платформы SharePoint, является современным, эффективным и
удобным решением задачи публикации и хранения информации об учебном процессе.
Логичным продолжением развития системы является интеграция с внутренними
вузовскими системами. В данный момент проработка этих задач находится уже на
последнем этапе и в скором времени предполагается внедрение системы в рамках
вуза.
Опыт
разработки портала вуза на платформе Microsoft показал, что использование
инструментария Microsoft SharePoint позволяет разработать и поддерживать портал
образовательного учреждения в соответствии с правилами, определенными в
Постановлении Правительства РФ № 343 от 18 апреля 2012 года.
Литература
1.
Ноэл М., Спенс К. Microsoft SharePoint 2010. Полное руководство.: Пер. с
англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2011.
2.
SharePoint 2010. Просто для пользователей. // Электронный
ресурс // http://sharepoint.mentoors.com/wp-content/Sharepoint.User.Book.110619.pdf
3.
Pattison T., Connell A., Hilier S., Mann
D. Inside Microsoft SharePoint 2010. –
4.
Технический центр SharPoint // Электронный ресурс //
http://technet.microsoft.com/en-us/sharepoint/ee263917.aspx
5.
Центр разработки для SharePoint // Электронный ресурс //
http://msdn.microsoft.com/ru-ru/sharepoint/aa905688.aspx
6.
Статьи об IT // Электронный ресурс // http://itband.ru/