BC/NW 2012; №2 (21):9.2
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МОСКОВСКОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ
ИНСТИТУТЕ
Акашкина М.Г., Егорова Н.А., Иргалиев В.Ю.,
Истомин Д.С.,
Мастюлин В.В., Овсянникова М.Р., Петров С.А., Федоров А.Б.
Введение
Интегрированная распределенная информационная система для поддержки образовательного процесса в МЭИ (ИС СТУДЕНТ) предоставляет пользователям набор функций для информационного обеспечения большинства бизнес процессов, связанных с подготовкой специалистов в системе высшего профессионального образования.
ИС СТУДЕНТ разработана и функционирует на сертифицированной ФСТЭК платформе Microsoft. Является одной из подсистем комплекса информационных систем МЭИ (КИС ВУЗ МЭИ).
Функциональные возможности
В ИС СТУДЕНТ отражено текущее состояние организационной структуры вуза. Структура отображается в виде дерева. При этом каждое подразделение может одновременно входить в несколько разных иерархий. Структура иерархии гибко настраивается.
В ИС СТУДЕНТ выделены классы объектов «Личность» (персона) и «Роль личности». Каждая личность (персона) имеет в системе уникальный идентификатор (персональный внутренний номер), например 1-Л-12342.
Личность может иметь несколько ролей. Студент кроме основного высшего образования может одновременно получать и второе высшее образование. В этом случае личность будет иметь две роли. Каждая роль личности имеет в системе уникальный идентификатор, например 1-РЛ-20268. Соответствующие закладки указаны на рисунке 1. В данном примере личность имеет одну роль.
Движение контингента в ИС СТУДЕНТ осуществляется посредством приказов. Большинство изменений свойств студента осуществляются посредством ввода в действие приказа (перевод, изменение состояния, изменения свойств личности).
Рис. 1. Информация о личности и ее ролях в ИС ВУЗ
Изменения в анкетных данных (дата рождения, пол, ИНН, номер свидетельства пенсионного страхования, гражданство, контактные данные), не требующие проведения приказа, фиксируются в системе.
В ИС СТУДЕНТ хранится история всех изменений информации о студенте (кто, когда и какие изменения внёс). Хранятся как изменения, внесенные вручную, так и изменения, внесенные приказами.
Пользователями ИС СТУДЕНТ выступают сотрудники различных подразделений вуза. Для работы в системе каждый пользователь (группа пользователей) наделена соответствующими полномочиями. Каждый пользователь (активный в данный момент или утративший на данный момент полномочия) имеет уникальный внутренний номер. Полномочия пользователей четко разграничены в зависимости от их должностных обязанностей, административной принадлежности.
ИС СТУДЕНТ имеет множество словарей-справочников. Для работы с ними предоставляется единый инструментарий.
Предоставлен инструментарий для поиска любых информационных объектов (персоналии, студенты, сотрудники, приказы, пользователи) по набору любых характеристик.
ИС СТУДЕНТ предоставляет возможность выполнения действия по созданию приказов (приказы создаются на основе шаблонов), по сопровождению их утверждения и регистрации. После этого действия, определенные приказом, отрабатываются в базе данных. Все документы, проходящие через систему СТУДЕНТ, после окончания обработки сохраняются.
В ИС СТУДЕНТ реализован гибкий механизм настройки маршрута движения приказа. Маршруты приказов разных типов могут быть различными в зависимости от того, с кем приказ должен согласовываться и кем подписываться.
В ИС СТУДЕНТ реализован гибкий механизм настройки шаблонов приказов. ИС позволяет реализовать шаблон приказа как индивидуальный, так и групповой. Имеется возможность редактирования шаблона приказа.
ИС СТУДЕНТ предоставляет возможность формирования детальной и интегрированной отчетности как для анализа деятельности подразделений вуза, вуза, для проведения внутреннего аудита, для предоставления отчетности в министерство образования и науки (3-НК, сводка движения).
Любой сформированный в ИС документ может быть передан (сохранен) в формате Microsoft Office.
В ИС сохраняется вся история движения (изменения состояния) контингента (перемещения из группы в группу, академический отпуск). На основании этих данных формируется Сводка движения контингента.
Для подразделений вуза формируется множество отчетных форм, справок, индивидуальных справок. В частности для военкоматов Москвы и Московской области формируются справки об обучении военнообязанных студентов с привязкой к конкретному военкомату.
Инструментарий построения отчетности и аналитики в ИС СТУДЕНТ базируется на платформе MS SQL Server Reporting Services и MS SQL Analysis Server.
Для работы с адресными данными в ИС СТУДЕНТ используется информационная адресная система Федеральной информационной адресной системы (ИАС ФИАС).
Инструментарий ИС СТУДЕНТ для работы с ИАС ФИАС
ИАС ФИАС является систематизированным сводом актуальных адресных сведений, истории их изменения. ФИАС содержит достоверную единообразную и структурированную адресную информацию по территории Российской Федерации, доступную для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Система разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1011-р. Сведения из ФИАС представляются на основе административно-территориального деления субъектов Российской Федерации и на основе муниципального деления. Адресная информация, содержащаяся в ФИАС, является открытой и предоставляется на бесплатной основе.
Объектами классификации являются отдельные элементы почтовых адресов, называемые адресными объектами: регионы, районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, улицы, дома и квартиры. В ФИАС принята иерархическая система классификации. Каждый объект содержит: "Глобальный уникальный идентификационный код адресного объекта", "Формализованное наименование адресного объекта", "Классификационный код", "Официальное наименование адресного объекта", "Почтовый индекс отделения связи", "Код ИФНС ФЛ" и "Код ИФНС ЮЛ", "Код ОКАТО", "Краткое наименование типа объекта", "Дата внесения записи", "Уровень адресного объекта", "Статус актуальности адресного объекта" и др. поля. Адресные объекты уровня дом дополнительно содержат информацию о номере дома, номере корпуса и номере строения.
Система ФИАС призвана сменить использующейся в настоящее время Классификатор адресов Российской Федерации (КЛАДР), который успешно внедрён в программах 1С, SAP. КЛАДР был внедрён и в систему КИС ВУЗ МЭИ.
Для использования ФИАС в КИС ВУЗ МЭИ были реализованы решения, облегчающие работу с ФИАС: программа для загрузки базы из XML формата в реляционные таблицы MS SQL Server; браузер ФИАС, который позволяет просматривать иерархию объектов ФИАС; механизмы для подготовки полнотекстового поиска (SQL процедуры) и его осуществления (WCF сервисы). Все решения успешно используются в прототипе будущей системы, для работы с адресами Российской Федерации. Далее кратко описано каждое из решений.
Для загрузки базы ФИАС Федеральная налоговая служба предлагает использовать формат XML или DBF. Поскольку КИС ВУЗ базируется на платформе Microsoft SQL Server, то данные из XML или DBF необходимо загрузить в реляционные таблицы. Для решения этой проблемы была разработана утилита, которая позволяет осуществить необходимую загрузку. За счёт использования внутренних механизмов SQL Server, которые используются и в службах SQL Server Integration Services, удалось достигнуть скорости загрузки в 2000 записей в секунду. Общий объем базы данных ФИАС порядка 13 000 000 записей. Программа предлагает простой интерфейс. Пользователю предоставляется возможность выбрать файл для загрузки. В процессе работы программы отображаются результаты ее выполнения.
Для удобства просмотра ФИАС был реализован браузер на платформе Silverlight, представленный на рисунке 2. Он позволяет выбрать любой объект из иерархии и увидеть все его доступные свойства, а так же выбрать желаемый набор свойств для отображения. Данное приложение загружает объекты асинхронно и автоматически формирует его полное иерархическое название.
Рис. 2. Просмотр иерархии ФИАС
Для предоставления пользователям возможности полнотекстового поиска реализована хранимая процедура SQL, которая вычисляет полные имена объектов и индексирует их. Вся полученная информация сохраняется в дополнительной таблице, по которой предоставляется доступ для поиска. Интерфейс поиска представлен на рисунке 3 и рисунке 4. Для ввода адреса пользователю необходимо лишь начать его вводить и система автоматически предоставит список возможных адресов; при уточнении ввода список будет уменьшаться, и желаемый адрес сможет быть выбран непосредственно из списка. Важно отметить, что для программы неважна последовательность слов при вводе. Это предоставляет дополнительные удобства для пользователей. После ввода адреса раскрывается список зарегистрированных домов, из которого можно выбрать нужный элемент. Сам функционал поиска реализован в виде WCF-сервиса, клиент Silverlight лишь вызывает необходимые функции, поэтому может быть легко переделан для любой другой платформы.
Рис. 3. “Подскок” адресов при вводе
Рис. 4. Список зарегистрированных домов
Решения для работы с ФИАС, которые являются частью прототипа новой КИС ВУЗа, являются полностью законченными и легко настраиваемыми, тем самым, готовыми к использованию в информационном пространстве вуза, для решения необходимых задач.
Литература
1. Решения ИВЦ МЭИ (ТУ) для информационного обеспечения образовательного процесса. Корпоративная информационная система вуза. // Электронный ресурс // http://icc.mpei.ru/documents/00000899.pdf
2. Электронная библиотека Microsoft. // Электронный ресурс // http://www.msdn.com
3. Microsoft Dynamics CRM 2011. РУССКАЯ ВЕРСИЯ. Серия «Шаг за шагом» / Снайдер М., Стегер Дж., Ландерс Б.; пер. с англ. – М.: ЭКОМ Паблишерз, 2011. – 528 с.
4. Как правильно подготовить приказ: Учебно-практическое пособие / М.И. Басаков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2012. – 152 с.
5. Портал «Федеральная информационная адресная система» // Электронный ресурс // http://fias.nalog.ru/Public/NewsPage.aspx