BC/NW 2013: №1 (22): 11.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭУМК В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Доцент кафедры ВМСС А.И.Евсеев
В 2007-2008г.г. вместе со студентами
был разработан ЭУМК по курсу «Передача информации», состоящий из 11 тем и
методических указаний по его изучению. Весь курс состоит из 11 тем, 8
практических занятий и 4-х лабораторных работ. Распределение часов на его
изучение дано в начале курса. Каждая тема включает лекционный материал, по
значительной части тем по ходу их изложения приведены вопросы, обращающие внимание
на основные понятия и зависимости в изучаемой теме, в конце тем рассматриваются
задачи и лабораторные работы. Ответы на вопросы и решение задач автоматически
анализируются на правильность ответа. Все лабораторные работы смоделированы на
компьютере. Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ
приведены в каждой работе отдельно. Заканчивается изучение темы коллоквиумом.
Если по результатам коллоквиума студентом не было допущено ошибок, то можно
считать, что он темой овладел. Для того чтобы так же считал преподаватель,
студент должен представить ему по контрольным срокам свою рабочую тетрадь, в
которой отражена его работа по каждой теме. В рабочей тетради он выписывает все
изучаемые определения и теоремы; основные математические зависимости. Отвечает
письменно на все поставленные по ходу изучения темы вопросы, решает задачи,
выполняет лабораторную работу и отвечает на вопросы коллоквиума. По завершении
изучения темы студенту предлагается самому нарисовать её структурно-логическую
схему и алгоритмы решения предложенных задач. С этими материалами он приходит
для сдачи темы к преподавателю для личной беседы по теме. По результатам беседы
выставляется текущая оценка по теме. После изучения всех тем выставляется зачет
с оценкой и осуществляется допуск к экзамену.
Материал изложен так, что его вполне
достаточно для изучения темы по программе. Каждому студенту была предоставлена
возможность переписать себе диск для изучения дисциплины.
При этом возникли вопросы по поводу того
как в этих условиях организовать изучение курса. Возможны варианты:
1.Читается одна обзорная лекция по курсу
целиком. Раздаются диски. Назначаются часы консультаций по интернету и лично и
часы приёма тем.
2. Частично сохраняются часы занятий по
расписанию. Например, по наиболее сложным темам, вызывающим трудности у многих
студентов, и по отдельным лабораторным работам.
3. Проводятся все виды занятий по
расписанию, а диск используется как вспомогательный материал при решении
индивидуальных заданий по домашним задачам и при подготовке к лабораторным
работам.
Рассмотрим все три методики организации
учебного процесса с точки зрения экономии трудозатрат как преподавателя так и
студента при обеспечении того же уровня усвоения дисциплины. О последнем мы
можем судить лишь по текущей успеваемости (своевременности сдачи тем
преподавателю в семестре), по итоговым оценкам на экзамене и по отсроченным
знаниям по данному предмету через год или два (проверяется очень редко).
Рассмотрим самый смелый первый вариант.
Для его реализации необходимо:
1. ЭУМК для студента должен быть самодостаточным,
т.е. он содержит весь необходимый для изучения дисциплины материал, изложенный
на уровне его понимания даже слабым студентом, и не требует для его изучения
других источников. Это очень сильно экономит время студента.
2. Большинство студентов в настоящее время не привыкли
работать регулярно, а стремятся изучить и сдать материал в последний момент,
непосредственно перед контролем или отложить сдачу тем на конец семестра. Должна быть определена ответственность студента за несвоевременною
сдачу тем, иначе преподаватель будет сильно загружен в конце семестра, а знания
студента не будут систематизированы.
3. Наличие всего изучаемого материала в руках у студента
с самого начала семестра позволяет изучить и сдать предмет досрочно. Эта
возможность должна быть студенту предоставлена.
4. Важно определить количество встреч студентов с
преподавателем по сдаче тем. Это число д.б. не менее
чем число лабораторных работ и не более числа тем, т.к. не все они равны по
объёму изучаемого материала и часть из них может сдаваться вместе. В моём
случае от 4 лабораторных работ до 11тем. Получается 6-7 встреч. Если среднее
время общения с одним студентом принять равным 7-10 минут (просмотреть его
рабочую тетрадь, решение задач, оформление отчёта по лабораторной работе и
убедиться в знании темы дополнительным вопросом), то на группу в 20-25 человек
потребуется 140-175-250 минут, т.е. около 4-х часов, или одно лабораторное занятие.
А на все 7 встреч потребуется 28 часов. В то время как сегодня на группу
выделяется 36 часов лекций, 18 часов практических занятий, 18х2=36 часа
лабораторных работ, всего 90 часов. Для обеспечения регулярности встреч можно в
расписание заложить встречи через две недели по 4 часа в лаборатории
(4х8=32часа). При этом преподаватель может в начале занятия провести
консультацию по сдаваемому материалу, предупредить о трудностях следующей темы
и раздать индивидуальные задания по ней.
5. Всё это возможно при одном условии, что в
индивидуальном плане преподаватель получает туже нагрузку, что и была до
перехода на новую организацию учебного процесса, т.е. 90 часов. А в случае 2-х
групп – 144 часа, 3-х -180часов. Так как у него увеличивается доля методической
работы и интенсивность труда в аудитории.
В случае третьего варианта преподаватель
ведёт занятия по старой технологии, однако студенты ведут себя по-иному. У них
у всех есть полный конспект лекций и часть из них перестаёт ходить на них, но
не все. Остаётся часть студентов ( примерно половина),
которые считают, что они лучше усваивают материал из уст лектора, чем изучая
его самостоятельно дома по компьютеру. Часть из них перестаёт писать конспект,
как говорят всё внимание направляя на понимание
материала. На практические и лабораторные работы ходят все, особенно, если на
практическом занятии проводятся контрольные работы по изученному материалу.
Нагрузка на преподавателя в этом случае, т.е. при наличии ЭУМК у студентов, не
толь не падает, но и возрастает. Добавляется проверка домашних заданий и
контрольных работ, которые заменяют отсутствие регулярных встреч с каждым
студентом. Студенту при наличии ЭУМК учиться легче, т.к. можно пропустить
лекцию, практическое занятие. Он ничего не теряет, всё восстановимо. Особенно
им хорошо при подготовке к экзамену.
Во втором варианте, занимающем
промежуточное положение между первым и третьим экономия времени преподавателя
сокращается на необходимость ведения занятий по трудным темам (лекции,
практические занятия, лабораторные работы), а также по тем лабораторным работам,
которые выполняются на реальной аппаратуре, а не на моделях. Хотя и здесь есть
варианты: выполнить работу на модели дома, а в классе повторить её на реальной
аппаратуре и сравнить результаты ( опыт проф. А.Н.Седова
при изучении курса физики).
Мой опыт организации учебного процесса по
первому варианту окончился неудачей. На первый контроль пришла вся группа, на
второй – лишь пол группы, а когда на третий контроль пришла четверть группы, то
пришлось эксперимент свернуть и продолжить обучение по
старой методике по третьему варианту. По нему занятия ведутся уже четыре года.
К сожалению, оценки на экзамене остались примерно те же, что и раньше, т.е. до
создания ЭУМК, хотя ожидалось, что они будут выше. При сдаче домашних заданий и при защитах
лабораторных работ оценки были всегда выше, чем при сдаче всего курса на
экзамене, что говорит о том, что многие студенты основной упор при изучении
дисциплины делают на запоминание материала, а не на его понимание и структурно-логические
связи в нём.
Широкое внедрение ЭУМК для студентов может
существенно сократить аудиторную нагрузку на преподавателя и приучить студента
к регулярной работе за компьютером дома. Это возможно при увеличении контроля и
ответственности студента за работу в семестре и снятии прямой взаимосвязи
количества требуемой аудиторной нагрузки на преподавателя не зависимо от
организации учебного процесса и его методического обеспечения.
16.05.13г.