BC/NW 2013: №1 (22)
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕРЮГИН (1933-2012)
( Воспоминания супруги Л. Дерюгиной и коллеги А. Полякова)
В четверг 18 октября 2012 г. Он, как обычно, задержался на кафедре Вычислительных Машин, Систем и Сетей (ВМСиС) МЭИ, уточняя темы дипломных работ студентов. Эта нагрузка была для него одной из самых тяжелых, т.к. народ на пятом курсе обычно уже работает на инженерных должностях, получая больше своих преподавателей, и оформление дипломной работы представляется большинству студентов чистой формальностью, на которую жалко тратить время. Однако Александр Александрович Дерюгин , для краткости именуемый коллегами Сан -Саныч, к этому делу, как и ко всякому другому, за которое он брался, относился с большой ответственностью и на компромиссы не шел. Самые нерадивые и разгильдяистые дипломники приходили к нему по нескольку раз, уточняя и корректируя свои задания.
На следующий день Сан -Саныч собирался зайти в больницу на консультацию. Но как говорится, человек предполагает, а господь располагает. Утром в пятницу с ним случился тяжелый инсульт и, не приходя в сознание, через неделю, 26 октября 2012г. он скончался.
Похоронили его на Ваганьковском кладбище, на 17 участке. Его могила расположена недалеко от могилы С.Есенина. На похоронах было много людей - родственники, друзья и коллеги по работе, а так же группа студентов, у которых он вел занятия. Присутствие студентов и их помощь была особенно трогательной на фоне в общем-то весьма пожилого возраста остальных пришедших проводить Сан-Саныча в последний путь. Во время гражданской панихиды многие поделились своими воспоминаниями о Сан -Саныче, часть из которых приводится ниже.
Из воспоминаний супруги Александра Александровича Л. Дерюгиной.
Александр Александрович родился 1 декабря 1933 в г. Москве. Дерюгины жили в районе Останкино, очень близко от построенной в 60-годах телевизионной башни, в фамильном одноэтажном деревянном доме дореволюционной постройки. По их семье жестоко прошлись как Октябрьская революция, так и Великая Отечественная война. В семье осталось мало мужчин, больше было женщин и детей - как родных, так и «пригретых» в этом доме. В беде никого не бросали, поддерживали друг друга как могли.
Александр Александрович учился в школе очень хорошо, практически без четверок, только на отлично. Например, в начале учебного года он решал в особой отдельной тетради все подряд задачи из задачника по физике. Учитель, зная об этом и просмотрев тетрадь, часто выдворял его со своих уроков во избежание, вероятно, возможного баловства с его стороны.
В детстве и в начальных классах школы Сан-Саныч был болезненным ребенком, сказывалось военное детство. По совету учителя физкультуры он активно занялся лыжным спортом, благо парк Останкино был рядом и заметно окреп. Это дало ему возможность уже позже, во время учебы в институте и потом, в период работы в НИИ, успешно выступать в соревнованиях по легкой атлетике, играть в волейбол и футбол. Александр Александрович с юности и на всю жизнь стал страстным болельщиком спортклуба «Спартак», благо в конце жизни жил неподалеку от стадиона «Спартак».
После окончания средней школы Александр Александрович поступил на учебу в МЭИ на факультет Электронно-Вакуумной техники (ЭВТФ). Он был старостой в группе и всегда пользовался большим уважением своих сокурсников. В то время электроника была одной из самых модных специальностей (как в наше время экономика и предпринимательство), и в одной группе с ним учился сын Н.С. Хрущева Сергей ,а также дети других известных деятелей государства. В 1958 г. он окончил МЭИ по кафедре «Автоматика и телемеханика». После окончания обучения Александр Александрович был направлен на работу в НИИ 17, где занимался разработкой и созданием запоминающих устройств для бортовых ЭВМ нескольких поколений.
За период работы в НИИ он прошел путь от молодого специалиста до ведущего инженера - руководителя большой научной группы, разработавшей несколько типов запоминающих устройств для специализированных цифровых ЭВМ. Достаточно сказать, что одна из первых маши, работавших в космосе, создавалась с его активнейшим участием.
Во время работы в НИИ Александр Александрович поступил на вечернее отделение аспирантуры этого института и успешно окончил ее, защитив кандидатскую диссертацию в 1967 г. После защиты диссертации Александр Александрович был приглашен своим научным руководителем Ю.М. Шамаевым в МЭИ на преподавательскую работу. В ноябре 1968 г. Александр Александрович был избран по конкурсу на должность старшего преподавателя кафедры Вычислительной техники (ВТ) МЭИ. В 1969 г. он был переведен на должность доцента, а марте 1974 г. утвержден в ученом звании доцента.
Из воспоминаний доцента кафедры ВМСиС МЭИ А. Полякова.
В электронной энциклопедии ВИКИПЕДИА так кратко характеризуется работа Александр Александровича в МЭИ. « С 1968 года на преподавательской работе. Основное направление учебной работы - аппаратные средства вычислительной техники и вопросы проектирования микропроцессорных вычислительных и управляющих систем. Круг научных интересов: проектирование структур памяти, проектирование микропроцессорных вычислительных и управляющих систем, моделирование работы многопроцессорных вычислительных систем. Руководил обучением аспирантов (8 аспирантов успешно защитили кандидатские диссертации). Является соавтором и редактором 3-х книг, выпущенных во внешних издательствах, а также автором и редактором более 20-ти учебных и методических пособий, изданных в МЭИ. Автор и соавтор 50-ти научных статей и отчётов по НИИР».
На кафедре ВТ Александр Александрович поставил курс «Запоминающие устройства (ЗУ)». ЗУ ЭВМ – это был его конек. Его стараниями курс ЗУ постоянно совершенствовался, дополнялся методическими указаниями, лабораторными работами и т.д. Помимо участия в издании справочника по ЗУ, им были написаны три из четырех глав учебника А.Г. Шигин., А.А. Дерюгин « Цифровые вычислительные машины (Память ЭВМ)».
Александр Александрович был высоким, стройным и спортивным человеком, . всегда элегантно одевался, что неоднократно отмечалось женской частью коллектива кафедры.
Определенные изменения в его жизни произошли в 1981 г., когда часть сотрудников кафедры ВТ была переведена на кафедру Системотехники МЭИ. Кафедра Системотехники к этому времени уже сменила нескольких заведующих, которых извне приглашало руководство МЭИ для ее «усиления». Последним из них к тому моменту, когда кафедра Системотехники потеряла специальность АСУ, был профессор В.А.Мясников, возглавлявший комитет по Вычислительной технике в Госкомитете СССР по науке.
А.А.Дерюгину пришлось создавать на кафедре, которая в 1989г.,в соответствии с новой специальностью была переименована в кафедру Вычислительных машин, систем и сетей (ВМСиС), современную лабораторную базу. Это были: лаборатория основ цифровой схемотехники и лаборатория микропроцессорной техники. Последняя лаборатория создавалась как общеинститутская база для изучения микропроцессорных систем (МПС).
C середины 80-х- гг А.А. Дерюгин стал заместителем В.А. Мясникова по руководству Микропроцессорным центром МЭИ. С помощью В.А. Мясникова на кафедре была создана лаборатория МПС, через которую прошло много сотрудников МЭИ. Под научным руководством А.А. Дерюгина и под его редакцией был выпущен набор учебных пособий по аппаратным и программным средствам МПС.
Всю свою жизнь Александр Александрович старался поделиться своими знаниями со всеми, с кем ему приходилось учиться и работать. Как во время работы в НИИ, так и в МЭИ он никогда не отказывал, когда к нему обращались с просьбой о редактировании и рецензировании научных работ, кандидатских и даже докторских диссертаций, большей частью на общественных началах, по личным просьбам, неофициально. Занимаясь любимым и интересным для него делом, он так и не собрался защитить докторскую диссертацию. Профессор И.Н. Орлов, бывший в то время проректором МЭИ по научной работе, предложил А.А. Дерюгину защитить докторскую диссертацию по совокупности работ, но из скромности А.А. Дерюгин отказался, о чем в конце жизни, по-видимому, сожалел. Он говорил коллегам « Я себе цену знаю и как профессор не хуже коллег, получивших звание профессора», но все же, все же, все же… Как показывает быстротекущая жизнь - все надо делать вовремя.
В 1990г. на заведывание кафедрой ВМСиС был приглашен профессор А.В. Бутрименко, возглавлявший Международный центр научно-технической информации (МЦНТИ). Это был очень образованный и информированный человек, способствовавший развитию сетевого направления на кафедре. Помню, как в начале девяностых, через несколько месяцев после прихода Б. Ельцина и его команды к власти, собрав часть коллектива кафедры в зале Микропроцессорного центра МЭИ, он сказал: «Впереди несколько лет тяжелой, полунищенской жизни. Кто не хочет так жить - идите в бизнес». Насчет «полунищенской» он оказался прав, только продолжительность этого периода он явно недооценил. Годы безденежья и разрухи «определенно» затянулись и многие из коллег этот период не пережили.
Александр Александрович был очень обеспокоен снижением интереса государства к выпуску высококачественных специалистов инженерного профиля . Он считал, что стране нужны не «проектировщики на бумаге» и простые пользователи зарубежных продуктов, а специалисты по «железу и софту», как он выражался «делатели»,. Он много лет безуспешно пытался подготовить себе смену на кафедре, но молодежь уходила с преподавательской работы – надо было кормить семью и детей. Супруга А.А. Дерюгина вспоминает, как в «лихие девяностые» он сушил дома в духовке маленькие сухарики из буханок черного хлеба и носил их в институт на кафедру- подкормить своих аспирантов и молодых ребят, которые элементарно есть хотели, как он говорил. Занимался он этим довольно долго.
В семейном плане жизнь А.А.Дерюгина сложилась удачно. Его дети- сын Александр и дочь Ольга успешно окончили МЭИ. Александр в настоящее время работает в солидной зарубежной компании и живет в Бельгии, женат, имеет двух детей. Ольга с сыном живет в Москве. Будучи любящим дедом, Сан- Саныч был опорой семьи. Он участвовал в ремонтах квартиры, принимал активное участие в постройке дачи. Будучи большим аккуратистом и эстетом, сложную большую лестницу в дачном доме, ведущую на второй этаж, он построил самостоятельно, отвергнув решение строителей и сделав свой собственный проект. Он очень гордился своим детищем. Лестница и по сей день радует своей красотой, изяществом и удобством домочадцев и гостей .
В вопросах образования Александр Александрович был скорее консерватором. На все попытки начальства уменьшить в учебном плане студентов кафедры ВМСиС обьем схемотехнической подготовки в пользу программистской, он отвечал отказом, как и отказывался заменить лабораторные работы на устаревших стендах и осциллографах модельными экспериментами на ЭВМ. В этом плане можно провести аналогию с ответом на следующий вопрос. При невозможности сочетания двух направлений, что лучше: хорошо учить устаревшей латыни или плохо учить новейшему английскому? В своей педагогической практике Александр Александрович склонялся к первому варианту. Научить студента думать, сравнивать, анализировать и выбирать варианты решений, правильно выполнять расчеты, аккуратно оформлять отчеты по работам, соблюдать ГОСТы и т.п. – это ему казалось важнее, чем в основном сообщать в своих лекциях о последних новинках быстроразвивающейся зарубежной техники и модных ее направлениях.
Как лектор, он тщательно структурировал материал, аккуратно рисовал схемы и временные диаграммы, обращая внимание на терминологию. Например, за применение термина «обьем ЗУ» вместо «емкость ЗУ» можно было получить от него серьезное замечание. По его лекциям нетрудно было готовиться к зачетам и экзаменам.
Александр Александрович плохо поддавался «ежесеместровому» натиску работников деканата и начальства с просьбами «о снисхождении» к определенным студентам, отвечая примерно так. «Вам нужна такая-то оценка- вы ее сами и ставьте» Несмотря на повышенную строгость, большинство студентов относилось к нему с уважением. Они понимали его стремление научить их основам инженерной деятельности, хотя и побаивались. В лабораторном практикуме по моему курсу «Инженерное проектирование и САПР» студенты методом имитационного моделирования проверяли правильность функционирования проекта ЗУ, выполненного ими на третьем курсе под руководством А.А. Дерюгина и его коллег. Когда возникал вопрос о несовпадении параметров микросхем ЗУ в проекте со справочными данными или об отсутствии некоторых данных в справочнике, я неизменно советовал студентам обратиться к Сан Санычу как к живой энциклопедии. Побаиваясь задавать глупые вопросы, студенты тщательно изучали справочники, прежде чем идти к Сан Санычу. Недаром в немногочисленных отзывах студентов о своих преподавателях на сайтах типа sachkodrome отзывы о Сан-Саныче были положительными.
Он понимал, что общее снижение интеллекта студенческой молодежи в технических вузах обьясняется не столько приемом по ЕГЭ, но и общей обстановкой в стране, где самыми богатыми и успешными стали далеко не самые умные и трудолюбивые и тем более -не за счет чисто инженерной деятельности.
Сан Саныч был великолепным редактором рукописей. Труды, которые он редактировал, возвращались авторам испещренными многочисленными правками и замечаниями. Некоторые из них в начале казались излишними придирками, но потом обычно с благодарностью принимались. Для Сан-Саныча была характерна тщательность формулировок и выбора терминов- он составил свой список терминов в области ВТ, избегая излишнего использования англоязычных транскрипций на русский язык. И это тоже была его принципиальная позиция.
В последние годы Сан Саныч, работая в должности профессора кафедры ВМСиС, хотел закрепить свой статус получением звания профессора. Однако на этом пути ему пришлось преодолевать множество формальных преград, типа отсутствия новых учебных пособий за последние пять лет и т.п. Это его огорчало и не придавало оптимизма. Ему пришлось за свой счет, благо дочь помогла с оплатой, переиздать свой учебник по проектированию коммутаторов вычислительных систем.
В конце жизни Александр Александрович стал каждый год отмечать на кафедре день своего рождения. Он говорил, что после 75 лет каждый год жизни- это подарок, и его надо отмечать. На всех кафедральных мероприятиях он был тамадой, участвовал в конкурсах анекдотов и рассказывал веселые истории. Но на собственных днях рождения Сан Саныч бывал несколько задумчив и лишь принимал поздравления.
Ему нравились шутливые поздравления в виде стишков типа:
КОГДА ТЕБЯ ДЕРЕТ ДЕРЮГИН
НЕ ПЛАЧЬ ОТЧАЯВШИСЬ СТУДЕНТ!
ДЕРЕТ ТЕБЯ ОН ПО ЗАСЛУГАМ,!
УЧИ ЗУ, ЛОВИ МОМЕНТ!