BC/NW 2013, №2 (23):10.4
ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ОБРАБОТКИ ЦИФРОВОГО МЕДИА КОНТЕНТА. СОВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ 3D-ВИДЕОКОНТЕНТА
Кушелев И.Ю.
(ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "МЭИ")
1. Введение.
Основные понятия. Типология медиа контента. Тенденции.
Наблюдения за развитием информационных технологий за последние двадцать лет дает основания констатировать тот факт, что сфера информационной медиа среды переживает период существенных изменений, в результате которых классическая древовидная система распространения информации радикально меняет свою топологию, превращаясь в многомерное сообщество, в котором каждый может общаться с каждым или с выборочной группой или со всем сообществом одновременно [1]. Возникают совершенно новые формы общения: форумы, блоги, социальные сети и т.д. [2]. Конечно, эти процессы необходимо изучать и всячески анализировать, чтобы выявить закономерности и прогнозировать дальнейшее развитие процесса. Применим классический способ изучения сложного процесса - разобъем сложное на элементарные составляющие и выявим закономерности их участия в общем процессе.
1.1. Контент.
С понятием «контент» мы сталкиваемся ежедневно. Однако не каждый может дать правильное определение этому понятию. Что же такое «контент».
Контентом называется все информационное наполнение какого-либо ресурса электронного (сайт, электронный журнал, форум и т.п.) или классического - печатного (книга, газета, научный труд и т.д.). В переводе с английского языка «content» означает «содержание». К контенту можно отнести любое информационное наполнение: тексты, таблицы, изображения, видеоряд и т.д. Например эта статья также является контентом.
1.2. Медиа контент.
Всемирная информационная сеть (world wide web) развивается очень быстро. Развитие новых технологий приводит к тому, что очень быстро начинают меняться и способы представления информации. Если в начале развития информационных сетей основным передаваемым контентом был текст, то в настоящее время более эффективным и наглядным способом ее подачи является использование медиа контента, определим это понятие.
Термин медиа (от английского media), в зависимости от контекста, может означать следующее: Медиа данные — совокупность различных видов данных, содержащих дополнительную звуковую и визуальную информацию — графику, видео, анимацию (т. н. мультимедиа). Разделение мультимедиа контента на компоненты позволяет структурировать его в общем виде, исходя из восприятия пользователя [3],[4]. Однако при разработке мультимедиа продуктов требуется детальное описание контента в специальной терминологии, однозначно определяющей структурные единицы с учетом их технологических особенностей и функциональных возможностей.
Минимальной структурной единицей (термом) мультимедиа контента является медиаэлемент. Медиа элементы это элементарные составляющие, комбинирование которых и рождает мультимедиа контент.
Типологически можно выделить две категории медиаэлементов: статические и динамические. Первая категория - текст (символьная информация), графическое неподвижное изображение. К группе динамических (меняющихся во времени) медиаэлементов относятся: звуковой ряд, видеоряд.
Цифровые кодировки медиаэлементов имеют множество форматов, так что каждый медиаэлемент может быть представлен в нескольких форматах (так например статическое цифровое изображение может быть сохранено в стандартизированных типах графических файлов: bmp - bit map picture, jpeg - joint photographic experts group). Медиаэлемент любого формата располагается в одном компьютерном файле.
Структурная единица мультимедиа контента следующего, более высокого уровня – медиа комбинация объединяет в одном файле несколько динамических медиаэлементов. Медиа комбинация – это синхронизированная совокупность одинаковых или разных динамических медиаэлементов, размещаемых в одном компьютерном файле. Типичные примеры медиа комбинаций – стереозвук (например: wav - wave form audio format, mp3 - более точно, от англ. MPEG-1/2/2.5 Layer 3; но не MPEG-3), озвученные видео или анимация (например: avi - Audio Video Interleave чередование аудио и видео, mov - Apple QuickTime Movie).
Не следует путать медиа комбинации с динамическими медиаэлементами, в которые включена имитация статических. Например, фрагментом видео может быть статическое изображение или текст, получаемые путем повтора идентичных видеокадров, что не мешает отнесению всего видеофайла к динамическим медиаэлементам. Управление воспроизведением линейной динамической последовательности путем перемещения по оси времени не является взаимодействием с контентом, иными словами – контент медиа комбинаций не является интерактивным.
Объединение медиаэлементов и/или медиа комбинаций для одновременного воспроизведения определяется как мультимедиа композиция. С технологический точки зрения основное отличие композиции от элемента и комбинации заключается в использовании группы файлов, каждый из которых содержит некоторый медиаэлемент или медиа комбинацию. К мультимедиа композициям относится также 3D анимация, составляющие которой располагаются в нескольких файлах.
Если существует согласованный алгоритм представления медиаэлементов и медиа кобинаций – то такое представление уже является программным компонентом, реализующим размещение элементов медиа контента на экране, распределение во времени демонстрации аудиовизуальных элементов или при наступлении определенного события, их синхронизацию и т.д. Для интерактивной медиа композиции программный алгоритм определяет также ответные реакции на действия пользователя (оператора интерактивного медиа контента) [5]. Однако, допускаются и неинтерактивные мультимедиа композиции, например, слайд-шоу или 3D анимация происходящие полностью в автоматическом режиме.
Интегрирующей, содержательно и функционально завершенной единицей мультимедиа контента является сцена. Мультимедиа сцена – полноэкранный интегральный терм (образ), объединяющий единым замыслом и логическими связями медиа элементы, медиа комбинации и мультимедиа композиции для представления определенной совокупности объектов и процессов в интерактивном алгоритме [6].
Мультимедиа сцена полностью занимает отведенное данному программному приложению поле контента, для построения сцены используется множество файлов, обязательным условием является интерактивность всех или части представляемых в сцене объектов и/или процессов.
Динамично обновляемый медиа контент вызывает большой интерес для интернет-аудитории. Именно поэтому он широко используется для привлечения к интернет - ресурсам новых пользователей и удерживания уже имеющихся. Интерес пользователей к медиа контенту возрос еще и благодаря существенному увеличению скорости доступа к ресурсам интернета, стандартизации конечных пользовательских устройств и соответствующих программных сред разработчиков приложений и контента. В парке настольных персональных компьютерных систем – семейство OS Windows, Mac OS и Linux; на мобильных платформах – iOS, android и windows phone. Выдержки из статистики компании Apple на конец сентября 2013 года подтверждают высокий рост в процессе создания и дальнейшего потребления медиа контента: если на начало 2012 года в магазине AppStore было выложено 750 000 мобильных приложений то на сентябрь 2013 года их количество выросло до 950 000, что интересно 50 000 новых приложений появились лишь за два последних месяца [7]. Общее количество загрузок приложений из AppStore превысило 40 миллиардов на январь 2013 года, из них 20 миллиардов скачиваний приходится на 2012 год.
В настоящее время, каждую минуту на ресурсе YouTube загружается 35 часов видеоконтента или более 50 000 часов в месяц. В месяц на Youtube загружается пользовательского видео больше, чем произведено всеми телевизионными каналами и студиями США с момента начала их работы. Для сравнения: в начале 2008 года в YouTube загружалось 10 часов в минуту. Объем рынка цифрового контента в мире в 2008 г. превышал 700 млрд. долл. США, в России - 2,5 млрд. долл. В 2011 г. объем мирового рынка оценивается более, чем в 1 трлн. долл. США, в России – 5 млрд. долл. США [8]. Растет объем контента, передаваемого через сети мобильной связи: объем передаваемого трафика в российских сотовых сетях с введением формата 3G удвоился.
Таким образом, понимание закономерностей создания и распространения медиа контента является одной из основ для понимания того, как развиваются и будут развиваться массовые коммуникаци.
В следующем разделе мы более подробно рассматрим типология контента и его создателей, а также возможности распространения медиа контента.
(Продолжение следует)
Список литературы:
1. Capitalising on Convergence: Delivering Value and Driving Growth in the Digitally Converged World, Intellect, 2005.
2. The Network Society: A Shift in Cognitive Ecologies? by Mathew Wall-Smith, 2010.
3. The Death of “e” and the Birth of the Real New Economy, Peter Fingar and Ronald Aronica, 2000.
4. Digital Radio Broadcast Bureau, DAB Digital Sales Top 3 Million, 2 May 2006.
5. Computing: BBC’s IT outsourcing may be start of trend, Daniel Thomas, 2 March 2005.
6. Facing Piracy: Digital Theft in the Filmed Entertainment Industry, Deloitte MCS UK Ltd., 2004.
7. APP Empire, Chad Mureta, John Wiley & Sons, Inc., 2013.
8. iPhone and iPad APPS marketing, Jeffrey Hughes, QUE, 2012.