BC/NW 2013, №2 (23):13.1
АРХИВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Касаткина Е.П., Новиков О.Г., Суховерхий В.А.
(ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия)
Современный образовательный процесс подготовки бакалавров и магистров для инженерно-технических направлений должен гибко реагировать на требования Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования. (ФГОС ВПО), изменения в номенклатуре направлений образования, новые методики и технологии обучения. Вместе с тем, накопленные за десятилетия работы методические материалы, применяемые в учебном процессе, выполнены как в бумажном, так и в электронном виде и, как правило, не систематизированы, что не позволяет рационально работать с ними. Являясь результатом интеллектуальной деятельности преподавателей, большинство из них не теряет с годами своей методической ценности, но требует приведения к единой форме представления и систематизации для использования в современных условиях.
В настоящее время выбор стратегии хранения документов и организации электронных архивов является актуальной проблемой современной науки и практики [1, 2, 3, 4]. При выборе стратегии хранения документов необходимо учитывать следующие факторы:
· с течением времени происходят изменения в технологии записи информации, конструктивных параметрах устройств, интерфейсах оборудования, программного обеспечения приводов;
· могут устареть форматы документов и программное обеспечение, что приведёт к невозможности их использования.
Для обеспечения долговременной сохранности информации, например, Национальный архив США (NARA) 2003 год [1] рекомендует:
· сохранять документы на носителях однократной записи;
· использовать носители с ожидаемым сроком службы не менее 20 лет;
· мигрировать документы со старых носителей на новые каждые 10 лет;
· миграцию документов осуществлять в технологически нейтральные файлы форматов XML, RTF;
· хранить электронные носители в стабильной среде при температуре 15-18 градусов, влажности 35-45%.
В России ряд документов регламентирует условия создания и хранения электронных архивов документов, в частности, ГОСТ Р 54471-2011 «Системы электронного документооборота. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности» [5], а с 1мая 2013 года вводится в действие ГОСТ Р 54989-2012/ISO/TR 18492:2005 «Обеспечение долговременной сохранности электронных документов» [6]. Стандарты опираются на практический опыт ряда стран в обеспечении сохранности электронных документов и определяют базовые понятия и элементы стратегии их долговременной сохранности.
В процессе решения задачи организации долговременного хранения материалов, используемых в учебном процессе, на кафедре инженерной графики МЭИ создан архив электронных учебных и методических пособий, учебных заданий и других методических и учебных материалов, используемых при обучении по дисциплинам кафедры.
В отличие от документов управленческого характера документы, используемые в учебном процессе кафедры инженерной графики, насыщены сложной графической информацией, требуют регулярного обновления при изменениях стандартов ЕСКД, должны легко модернизироваться в соответствии с требованиями учебного процесса. В связи с этими особенностями при создании архива использовался более широкий диапазон форматов документов, чем это рекомендовано [5,6].
Создание архива электронных пособий «Инженерная графика» (ЭПИГ) проходило в несколько этапов:
· отбор методических и учебных материалов;
· сканирование, редактирование изображений;
· создание векторных изображений на базе полученных при сканировании;
· описание электронных объектов архива;
· разработка иерархической структуры архива;
· обеспечение долговременной сохранности электронных объектов архива;
· разработка программных приложений для обеспечения реализации функций архива в учебном процессе;
· обеспечение доступа пользователей к материалам архива ЭПИГ.
Электронный архив – это, прежде всего, хранилище документов, и организационная структура этого хранилища является важнейшей базой для его использования и развития.
Архив имеет иерархическую структуру и организован в виде набора вложенных папок файловой системы. Первый уровень папок представляет традиционные разделы дисциплин кафедры: «Начертательная геометрия» (НГ), «Теория построения чертежа» (ТПЧ), «Основы разработки конструкторской документации» (ОРКД), а также направления методической деятельности преподавателей, например, электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК). Номенклатура нижних уровней папок архива включает методические указания (МУ), папки индивидуальных графических работ (ПИГР), проверочные (ПР), зачётные (ЗР) и контрольные работы (КР), справочники стандартных изделий (ССИ). Фрагмент структурной схемы архива представлен на рис. 1.
Архив существует в трёх экземплярах и размещается:
· 1 экземпляр − на жестком диске (HDD) рабочей станции, установленной в инженерном помещении компьютерных классов. Любые изменения в архиве разрешены только в этом экземпляре архива. Два раза в год обновлённая база целиком или только её измененная часть копируется в экземпляры 2 и 3;
· 2 экземпляр − на HDD компьютера, установленного в помещении кабинета учебно-методических пособий. Этот экземпляр архива используется только для чтения, печати, копирования отдельных объектов архива;
· 3 экземпляр – хранится на внешнем HDD и используется при необходимости восстановления экземпляров 1 и 2.
Рис.1 Структурная схема архива (фрагмент)
Помимо этого отдельные объекты архива хранятся на дисках – носителях однократной записи.
Обеспечение температурно-влажностного режима при хранении носителей информации является не простой задачей, поэтому многократное копирование компенсирует возможную потерю информации.
Архив ЭПИГ включает созданные кафедрой учебные и методические пособия по дисциплинам кафедры, конспекты лекций, задания для практических занятий: для фронтального решения задач на аудиторных занятиях (общие) и индивидуальные графические задания (ИГР), задания для текущего и рубежного контроля знаний, тесты, задания для курсовых работ, зачётные и экзаменационные задания, электронные учебно-методические комплексы. В структуру архива включено его подробное описание.
Все материалы архива представлены в электронном виде, в основном в форматах jpg, pdf, dwg, doc.
Архив ЭПИГ позволяет оперативно реагировать на изменения Государственных стандартов ЕСКД и вносить их в учебные и методические пособия и другие материалы, пополнять базу архива, формировать комплекты учебных графических заданий для студентов, создавать новые графические задания, используя элементную базу графических объектов, представленных в векторной форме.
Традиционно сотрудниками кафедры к началу каждого учебного семестра формируются комплекты учебных заданий и методических материалов для студентов по различным направлениям обучения. Для того чтобы обеспечить оригинальность каждого комплекта было разработано программное приложение «Генератор вариантов ИГР» (ГВ ИГР).
ГВ ИГР позволяет создать документ в формате html, pdf, xps, содержащий учебное задание с заданным номером варианта или случайно сгенерированным номером.
ГВ ИГР предлагает несколько способов генерации вариантов ИГР:
1. Генерация определенного номера варианта ИГР.
ГВ ИГР генерирует документ с комплектом заданий для индивидуальных графических работ по номеру варианта, введённого пользователем. Генерация документа с вариантом комплекта ИГР осуществляется с использованием электронных вариантов учебных текстовых и графических материалов, хранящихся в базе приложения. Это позволяет, занимая небольшой объём памяти ЭВМ, генерировать по запросу пользователя заранее заложенный в программу выбранный вариант комплекта ИГР.
2. Выбор случайного номера варианта ИГР.
ГВ ИГР генерирует документ с комплектом заданий ИГР по случайно выбранному ЭВМ номеру варианта комплекта. Генерация документа с вариантом задания комплекта ИГР осуществляется также с использованием материалов, хранящихся в базе приложения. Организация хранения материалов вариантов заданий позволяет, экономя память ЭВМ, генерировать по запросу заранее заложенный в программу, случайно выбранный вариант комплекта ИГР.
3. Генерация нового варианта ИГР.
ГВ ИГР генерирует документ с новым набором вариантов заданий по случайно выбранным ЭВМ номерам вариантов заданий, входящих в комплект. Таким образом, пользователем генерируется по запросу новый вариант комплекта заданий для ИГР.
Предполагается предоставить возможности архива ЭПИГ для самостоятельной подготовки студентов в рамках очной и очно-дистанционной форм обучения. Для этой цели при создании архива предусмотрены возможности с помощью специальной программы предлагать студенту разделы учебных и методических пособий для методической поддержки при выполнении индивидуальной графической работы по конкретной теме.
Дальнейшее развитие архива ЭПИГ предполагает автоматизацию поиска документов по запросу пользователя и использование веб-интерфейса для организации доступа к материалам архива через сеть Интернет.
Литература
1. Храмцовская Н.А. Как хранить электронные документы? Советы эксперта // Cnews Forum: сетевой журнал, 2008. URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2008/04/10/296523_3 (дата обращения: 19.05.2013)
2. Смирнов А.А. Автоматизация архивов: с чего начать?// Cnews Forum: сетевой журнал, 2008. URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/dms2010/articles/articles19.shtml (дата обращения: 22.05.2013)
3. Бушмелев С.И. Электронный документооборот "на пальцах": просто о важном.// Cnews Forum: сетевой журнал, 2008. URL: http://doc.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/05/17/529138_1 (дата обращения 25.05.2013)
4. Brown Adrian. Practical Digital Preservation: A how-to guide for organizations of any size/ Facet Publishing, London/ ISBN: 978-1-85604-755-5, 2013, с.75-112.
5. ГОСТ Р 54471-2011/ISO/TR 15801: 2009. Системы электронного документооборота. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности. М.: Стандартинформ, 2012. 38 с.
6. ГОСТ Р 54989-2012/ISO/TR 18492:2005. Обеспечение долговременной сохранности электронных документов. М.: Стандартинформ, 2013. 19 с.