BC/NW 2014 №1 (24):7.1
СОЗДАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НАЦИОАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ КРИТЕРИЕВ КОМПЛЕКСНОСТИ, СИСТЕМНОСТИ И ЕДИНСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ
Крепков И.М., Овсянникова М.Р., Петров С.А
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка современных инженерных кадров требует в настоящее время существенное развитие системы управления университетом с целью мониторинга качества подготовки специалистов, внедрения современных технологий и методов. Подготовка квалифицированного инженера невозможна без широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности университета – обучение, проведение научных исследований, управление различными сферами деятельности. Данные задачи позволяет решать интегрированная корпоративная информационная система управления университетом, охватывающая все бизнес-процессы.
В статье анализируются принципы построения корпоративной информационной системы управления (КИСУ) университетом с учетом целевой функции – повышения качества инженерного образования. Описаны основные критерии, технологические платформы, архитектура и возможности интеграции. Приведены функциональные модули КИСУ и их функциональность
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КИСУ УНИВЕРСИТЕТА
Информатизацию вуза в современный условиях следует рассматривать как процесс перехода к такому состоянию корпоративной информационной среды, при котором пользователи получают доступ к необходимой, актуальной, полной, корректной и непротиворечивой информации. При этом сами ИТ-решения так вплетены в основные деловые процессы вуза, что персонал и студенты уже не могут обходиться без сервисов, предоставляемых информационной средой.
В соответствии с направлениями деятельности вуза в информационной сети вуза можно выделить основные компоненты (системы):
- система управления организационной структурой и кадрами вуза;
- система, поддерживающая организацию набора студентов, аспирантов, докторантов;
- система управления контингентом студентов вуза (в том числе работа с платными образовательными услугами);
- система управления контингентом аспирантов и докторантов;
- система планирования и контроля выполнения учебного процесса (от составления графика учебного процесса до сессии, включая расписание);
- портал вуза;
- система поддержки сообщества вуза в социальных сетях;
- система оформления документов о высшем образовании (в том числе и общеевропейское приложение к диплому);
- система управления снабжением;
- бухгалтерская система;
- система учета работ и договоров по НИР и ОКР, грантов;
- система электронного документооборота;
- система обеспечения финансового планирования.
Компонентный состав может изменяться и уточняться в процессе деятельности вуза.
Каждая из систем должна решать задачи:
- хранение и ведение информации по соответствующему направлению деятельности вуза (например, учёт преподаваемых дисциплин, составление планов обучения, ведение базы данных студентов);
- формирование в соответствии со стандартами всей необходимой документации, сопровождающей деятельность вуза;
- оперативное предоставление информации по нерегламентированным запросам для принятия управленческих решений;
- предоставление корректных данных для построения регламентированных форм и разовых запросов от организаций и ведомств.
Дополнительно на КИСУ накладывается ряд задач по финансово-экономической и административно-кадровой сфере:
- обеспечение информационного контроля деятельности вуза по основным финансово-экономическим показателям;
- обеспечение автоматизированного бухгалтерского учета и системы электронного документооборота;
- обеспечение автоматизированного расчета заработной платы преподавателей и сотрудников и стипендии студентов и аспирантов;
- учет материальных ценностей и объектов недвижимости;
- обеспечение автоматизированного кадрового учета преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов;
- обеспечение электронного документооборота, включая контроль исполнения приказов и поручений;
- информатизация студенческого городка.
И наконец, вуз ведёт международную деятельность, поэтому КИСУ должна обеспечивать информационную поддержку международной деятельности университета.
Все эти задачи должны решаться с учётом действующей организационной структуры и в соответствии с принятыми бизнес-правилами.
Информационная сеть МЭИ должна работать по следующим правилам:
1) Любая информация, порождаемая в одной из систем, может быть использована в любой другой системе.
2) Любая информация, передаваемая из одной системы в другую систему, должна обладать своим уникальным идентификатором.
3) Взаимодействуя, системы должны обмениваться только необходимой частью информации.
4) Справочные данные должны сопровождаться только в одной системе.
5) Все системы должны работать в рамках корпоративной информационной сети.
6) При использовании специального защищенного шлюза должна быть предоставлена возможность организации доступа к системам из сети Интернет.
7) Системы должны быть гибки и изменяемы.
8) Системы должны быть защищены как от вмешательства из вне, так и от ошибок персонала.
9) Системы должны автоматически вести аудит всех изменений.
10) Каждая из систем должна хранить всю информацию в базе данных. Хранение информации на компьютерах пользователей или сетевых дисках не допускается.
В каждой системе должны быть четко выделены три части:
- хранилище данных;
- интерфейс программирования приложений (application programming interface, API) для работы с данными;
- web-клиент для взаимодействия с приложением.
Взаимодействие пользователей с информационными ресурсами (с системами) осуществляется исключительно с использованием web-интерфейса. При этом должны быть четко проработаны вопросы информационной безопасности web-сервисов.
Любая современная информационная сеть – структура динамичная. Динамику следует учитывать и поддерживать на уровне:
- проекта информационной среды в целом;
- проекта каждой из систем;
- используемой программной платформы и состава технических средств;
- поддержки функционала каждой из систем.
В современных условиях информационная среда вуза должна функционировать в соответствии с российским законодательством.
Следует отметить особенности текущего момента:
- требования федерального закона РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- постановление правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
- существование ряда федеральных баз данных: федеральная информационная справочная система (ФИАС), федеральная база данных об участниках и о результатах ЕГЭ, - информация из которых доступна (и необходима) для использования в вузе;
- большое количество (имеющее тенденцию к постоянному увеличению) нерегламентированных запросов, связанных с деятельностью вуза, поступающих от различных ведомств.
С точки зрения современного состояния и тенденций развития программно-аппаратных средств, поддерживающих информационную среду вуза, следует отметить два важных момента:
- динамика смены версий (развития) программных продуктов, составляющих программную платформу для реализации информационной среды (software), чрезвычайно высока;
- динамика смены средств вычислительной техники, составляющих аппаратную платформу для реализации информационной среды (hardware), чрезвычайно высока.
В этих условиях происходит достаточно быстрое «старение» программных и аппаратных средств. Фирмы-производители перестают поддерживать «предыдущие» версии своих продуктов. С учетом этой особенности текущего момента для поддержки информационной среды вуза весьма актуальной становится задача своевременного обновления программно-аппаратной платформы. Особенность текущего момента в области высшего образования в России – большой, увеличивающийся из года в год, объем статистической отчетности (нерегламентированные запросы). С учетом всех этих особенностей для поддержки информационной среды вуза в актуальном состоянии требуется штат квалифицированных программистов, специалистов по поддержке вычислительных сетей, аналитиков. Для поддержки уверенного использования информационной среды вуза пользователями требуется штат методистов (обучение на рабочем месте, консультации, групповое обучение). Для всех систем информационной среды следует иметь программы, демонстрирующие возможности функционала системы, и справочники, позволяющие получить исчерпывающий ответ на вопрос, как выполнить ту или иную функцию.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ
В качестве программной платформы информационных систем МЭИ выбрана платформа Microsoft. Целесообразность такого выбора обусловлена следующими факторами:
- платформа позволяет разрабатывать программные продукты при разумном соотношении параметров «время разработки – цена - качество»;
- программные продукты Microsoft сертифицированы в соответствии с российским законодательством (Microsoft работает в России с системами сертификации программных продуктов, принятыми ФСБ (в области сертификации криптографических алгоритмов) и ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, сертификация всей функциональности, не связанной с криптографией));
- Microsoft предоставляет линейку программных продуктов - функционально полный инструментарий для формирования информационной сети вуза;
- в рамках многопрофильного сотрудничества Microsoft и МЭИ на базе ИВЦ функционирует центр инноваций Microsoft;
- продукты Microsoft способны успешно функционировать на базе облачных вычислений и средств виртуализации.
При реализации КИСУ университета используются и будут использоваться преимущественно технологии компании Microsoft, а для реализации задач бухгалтерского учета и финансово-экономической деятельности – система программ «1С:Предприятие 8».
Системообразующие, инфраструктурные и значительная часть серверных технологий базируются на платформе Microsoft Windows Server. Эта же платформа обеспечивает идентификацию и аутентификацию пользователей, а также процедуры обеспечения безопасности.
Программное обеспечение рабочих мест (клиентов) также построено на платформе версий Microsoft Windows XP и выше. Кроме того КИСУ университета использует платформу Microsoft Office, ставшую стандартом de -facto.
Данные об основных сущностях, используемых в задачах управления университетом хранится и обслуживается под управлением Microsoft Dynamics CRM. Следует отметить, что Microsoft Dynamics CRM используется КИС Университета в качестве системообразующей платформы и обеспечивает следующие функции:
- хранение и управление сведениями об основных сущностях, используемых для управления университетом и отношений между ними;
- управление выполнением регламентов (рабочих процессов) над основными сущностями;
- хранение и управление нормативно-справочной информацией, включая представление общероссийских и специальных классификаторов;
- формирование регламентированных отчетных форм и отчетных форм по запросам.
Платформа Microsoft Dynamics CRM в свою очередь базируется на следующих технологиях более низкого уровня:
- Microsoft Windows Server;
- Microsoft Active Directory;
- Microsoft Internet Information Services;
- Microsoft SQL Server;
- Microsoft Reporting Services;
- Microsoft .NET Framework, включая Windows Workflow Foundation.
Для обеспечения задач управления документами, совместной работы с документами и документооборота предполагается использовать Windows SharePoint Services и Microsoft Office SharePoint Server.
Для обеспечения задач бухгалтерского учета и финансово-экономической деятельности уже используется и предполагается использовать решения системы программ «1С:Предприятие 8»:
- автоматизация бухгалтерского учета («1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения»);
- автоматизация расчета заработной платы сотрудников и стипендии учащихся («1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»);
- подготовка налоговой отчетности («1С:Налогоплательщик 8»).
3. ОБЩАЯ СХЕМА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ
Функционирующая КИС обеспечивает максимально широкий охват всех сторон управления вузом, поэтапно либо объединяя имеющиеся в вузе информационные системы, либо обеспечивая за счет своих ресурсов выполнение их функций. Особое внимание уделяется главной деятельности вуза – образовательной для обеспечения качественно нового уровня образовательного процесса. Таким образом, можно выделить следующие основные качества системы:
- комплексное обеспечение бизнес-процессов вуза;
- максимальное отражение специфики деятельности пользователей всех уровней;
- встраивание модулей в бизнес процессы вуза, а не просто фиксация фактов, избавляет от многих ошибок;
- организация единой информационной среды вуза, которая позволяет интегрировать деятельность: обучаемых (студентов и слушателей), обучающих (преподавателей и научных сотрудников) и организаторов учебного процесса.
КИСУ вуза построена по модульному принципу. Это дает следующие преимущества:
- возможность частичного или поэтапного внедрения, начиная с тех модулей, потребность в которых наиболее высока;
- возможность взаимодействия с унаследованными системами (с последующим их вытеснением или без него);
- этапность разработки, возможно с распараллеливанием этапов;
- возможность масштабирования КИС в зависимости от размеров вуза.
Каждый модуль системы может работать как в автономном режиме, так и в составе комплекса. При работе в составе комплекса модуль получает необходимую информацию из других модулей. Для работы в автономном режиме предусмотрены средства ввода и редактирования недостающих данных.
На данный момент КИС вуза состоит из следующих модулей:
- Модуль «Абитуриент» охватывает все аспекты процесса набора студентов от регистрации абитуриентов до подготовки интегрированной отчетности по итогам отборочной кампании.
- Модуль «Студент» предназначен для информационного обеспечения большинства бизнес процессов, связанных с подготовкой специалистов в системе высшего образования.
- Модуль «ПЛУП» охватывает весь учебный процесс в части составления учебных планов, календарных графиков учебного процесса, планов теоретического обучения, семестровых учебных планов.
- Модуль «Сессия» служит для проведения зачетных и экзаменационных сессий. Это один из наиболее трудоемких процессов в вузе. Модуль призван существенно сократить издержки этого процесса при значительном повышении качества документов и достоверности данных.
- «Интер СОД» – модуль оформления документов о высшем образовании. Позволяет быстро, качественно и с минимальными затратами решить весь комплекс задач по подготовке и выдаче официальных документов выпускникам вуза.
- Модуль «Аспирант» обеспечивает учёт аспирантов, докторантов и соискателей государственного вуза.
- Модуль «Сотрудник» предназначен для информационной поддержки задач управления персоналом учебного заведения (как учебным, так и научным, административно-хозяйственным и вспомогательным).
- Модуль «Платные образовательные услуги» предназначен для информационной поддержки работы со студентами платных форм обучения.
- Модуль «НИР и ОКР» охватывает весь процесс подготовки, оформления и контроля пакетов договорных документов, предназначенных для сопровождения НИР и ОКР.
- Портал вуза — важнейший ресурс, предоставляющий важную актуальную информацию как студентам и сотрудникам, так и внешним организациям и частным лицам.
- Общеинститутская система электронной почты автоматически предоставляет почтовые ящики всем сотрудникам и студентам в момент зачисления.
- Система программ «1С: Предприятие 8» предназначена для автоматизации бухгалтерского учета и финансово-экономической деятельности университета (блоки: бухгалтерский учет, материально-техническое обеспечение, финансово-экономическая деятельность).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В НИУ МЭИ на основе критериев комплексности системности и единства технологической платформы создана КИСУ вуза, позволяющая осуществлять мониторинг качества учебного процесса. Данную задачу позволяет решить сквозная автоматизация учебного процесса и создание интегрированной кадровой системы. Дальнейшее развитие КИСУ максимально направлено на сквозную автоматизацию финансово-экономической деятельности, начиная от процесса бюджетирования, планирования закупок и заканчивая полной финансовой отчетностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крепков И. М. Информатизация университета: стратегия, решения, перспективы. Новые информационные технологии менеджмент качества (NIT&QM 2011). Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ “Информика“.- М. OOO “Арт-Флэш”, 2011, с.19-21.
2. Решения ИВЦ МЭИ (ТУ) для информационного обеспечения образовательного процесса. Корпоративная информационная система вуза. Электронный ресурс: http://icc.mpei.ru/documents/00000899.pdf