BC/NW 2003г., №1(3)/ 10.1
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
КОРПОРАТИВНЫХ СЕТЕЙ ОТ ПРОТОКОЛОВ МАРШРУТИЗАЦИИ
Данилин Г.Г., Окороков А.И.
(г. Москва. Московский Энергетический Институт (технический университет) Россия)
В настоящее время наблюдается устойчивый рост
интереса к способам повышения эффективности функционирования корпоративных
сетей. Особого внимания заслуживает
выбор протокола маршрутизации, поскольку переход на более совершенный протокол
может привести к значительному росту эффективности функционирования
корпоративных сетей при минимальных затратах.
В настоящее работе с помощью
инструментов имитационного моделирования исследуется эффективность работы трёх
наиболее распространённых протоколов маршрутизации (RIP,OSPF,IGRP) в различных условиях функционирования корпоративной
сети. Структура логического ядра выбрана на основе анализа ряда существенных и
проектируемых корпоративных сетей
масштаба города.
Целью исследования является оценка
протоколов маршрутизации (RIP,OSPF, IGRP) с точки зрения эффективности
функционирования корпоративной сети в целом при различных условиях работы.
Под эффективностью корпоративной сети
понимают то, насколько поведение системы соответствуют тем целям, для
достижения которой она применяется. Сосредоточимся на сети передачи данных,
которая представляет собой «скелет» корпоративной сети. Тогда, абстрагировавшись
от особенностей функционирования различных приложений и сервисов можно
рассматривать различные виды трафика
(передаваемых данных), что ограничивает виды различных задач типами
передаваемых данных. Каждый вид трафика предъявляет к сети передачи данных свои
требования, но в конечном итоге можно говорить о двух основных требованиях,
характеризующих эффективность работы сети передачи данных – это результативность и своевременность доставки информации.
Требование
к результативности доставки
определяет положи-тельный элементарный числовой прирост эффективности
функционирования сети в случае успешной передачи одной информационной единице
либо отрицательную величину штрафа в
случае её потере ли искажения.
Требование
к современности доставки определяет функциональную зависимость элементарного
значения эффективности от времени передачи одной информационной единицы [4]. Эта
зависимость имеет следующий вид:
Начальная точка прямой, её наклон и время жизни зависят от
конкретного вида трафика.
Следовательно, можно получить числовое
элементарное значение, характеризующее эффективность корпоративной сети при
передаче одиночного сообщения M(i,j,h), состоящего из N информационных единиц.
,
где i – номер
узла-отправителя
j – номер узла получателя
h – тип трафика
N – количество информационных единиц в сообщении.
ETM(i,j,h)
- эффективность передачи сообщения с заданным типом трафика,
состоящего из N
информационных единиц от узла i к узлу j в корпоративной
сети.
Dh(Ek) –
функция результативности передачи информационной еди-ницы для конкретного типа
(h) трафика.
Ek – результат передачи k-ой информационной единицы.
Wh(Tk) –
функция своевременности передачи.
Tk - время
передачи k-ой информационной единицы от
узла i к узлу j.
Тогда эффективность функционирования корпоративной сети в целом
для конкретного вида трафика равна:
Получается, что на
эффективность функционирования корпора-тивной сети влияют следующие факторы:
·
Ek - результат передачи k-ой информационной единицы.
·
Tk – время передачи k-ой
информационной единицы.
Теперь, получив
критерий оценки эффективности корпоративной сети, можно работать над оценкой протоколов
маршрутизации с точки зрения эффективности функционирования корпоративной сети.
В данном случае параметром, влияющим на эффективность
функционирования корпоративной сети, является выбор маршрута передачи
сообщения.
Данные,
необходи-мые для расчета эффек-тивности, были получе-ны в результате имита-ционного моделирова-ния процессов маршру-тизации
в корпоратив-ной сети.
После анализа ряда существующих и проектируемых корпоративных сетей масштаба
города, была построена обобщенная концептуальная
структура логического ядра корпоративной сети (рисунок слева).
Затем, описана математическая модель
сети, в виде нагруженного графа, вершинами которого являются маршрутизаторы, а
рёбрами каналы связи.
Далее на графе имитируются процессы
маршрутизации и посылки сообщений для выбранных протоколов маршрутизации.
Для протоколов маршрутизации, в
соответствии с заложенными в них алгоритмами, строятся таблицы маршрутизации.
Далее строится маршрут от одного узла к другому. Эти маршруты часто различаются
для разных протоколов. После построения маршрута по нему посылается сообщение, состоящее из N информационных
единиц с определённой скоростью поступления. При посылке сообщения маршрут, в
общем случае состоящий из нескольких каналов, рассматривается как одно
обслуживающее устройство с очередью. Так как маршрут представляет собой
вырожденную сеть, то здесь применима теорема «о минимальном сечении», т. е. пропускная способность маршрута будет
равна мини-мальной пропускной способности среди каналов, входящих в маршрут.
Организация очереди не требует дополнительных ограничений, поскольку её длина
контролируется за счет ограниченного времени жизни сообщений, по истечению
которого сообщения покидают систему (теряются). Также учитывается вероятность
потери сообщения при передаче.
, где k – номер канала в маршруте
m – количество каналов в маршруте
Pk – вероятность потери сообщения в канале k.
При потере сообщения из общей суммы элементарных
эффективностей сразу вычитается штраф за потерю информационной единицы. Если
информационная единица дошла, то к общей сумме элементарных эффективностей
прибавляется премия за доставку сообщения плюс значение Wk(Tk).
В итоге, перебрав все возможные связи между узлами сети (от каждого к каждому) получаем значение для эффективности
функционирования корпоративной сети в целом.
В ходе исследования были рассмотрены
различные условия функционирования сети в зависимости от надёжности и
загруженности каналов связи, причем было рассмотрено два типа трафика: данные (передача файлов) и мультимедиа (сжатое видео) как два основных
вида трафика с наиболее ярко
выраженными различиями в требованиях. В результате получилось, что
протоколы IGRP и OSPF показали явное превосходство над RIP практически
во всех случаях. Единственной ситу-ацией, когда протокол RIP не отставал,
была передача небольших объемов
информации, малочувствительной к задержкам (данные) с низкой интенсивностью поступления по малонагруженным каналам связи. IGRP лишь немного опередил OSPF и только при
передаче мультимедийных данных в сложных ситуациях (ненадёжные каналы связи с
разнородной нагрузкой). Эффективность протокола маршрутизации в основном
зависит от его способности адаптироваться к условиям работы корпоративной сети
и чем жестче условия тем сильнее проявляется эффект от этой способности.
Основываясь на результатах моделирования, можно
рекомендовать в качестве протоколов маршрутизации корпоративных сетей масштаба
города протоколы IGRP и OSPF, которые не имеют решающих
преимуществ друг перед другом. По возможности, следует отказаться от применения
устаревшего протокола RIP, который не
адаптируется к изменяющимся условиям работы.
ЛИТЕРАТУРА
1)
Кульгин М. Технологии
корпоративных сетей. Энциклопедия – СПб; Питер, 2000 –704 с.
2)
Окороков А.И.
Исследование зависимости эффективности
корпоративных ВС от протоколов маршрутизации. // Тезисы докладов XXIX Международной
молодежной конференции «Гагаринские
чтения». том 5. М.: МАТИ - РГТУ им. К.Э. Циолковского, 2003. с. 38-39.
3)
Шеннон Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука. –М.: МИР, 1978 – 418с.
4)
Денисов Е. А. «Комплексная оценка эффективности методов иерархической распределённой адаптивной маршрутизации в корпоративных вычислительных сетях» Диссертация на соискание учёной степени к.т.н. Москва 2002. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского энергетического института (технического университета).
.