BC/NW 2017 № 1 (30):14.1
О КОМПЬЮТЕРНОМ ТЕСТИРОВАНИИ
Сафоненко Д.
Педагогический тест, как средство измерения учебных достижений, может дать достоверный результат только в случае его корректного применения. Корректность применения теста – это многоаспектное понятие, включающее в себя вопросы конструирования и дизайна теста, вопросы разработки и применения тестов и, разумеется, интерпретации результатов тестирования.
После выполнения работ по созданию теста и сбора данных на репрезентативной выборке испытуемых, производится интерпретация результатов. Этот этап принципиально отличается от технологии, принятой, скажем в экспериментальной физике. Там экспериментальные данные пытаются описывать с помощью той или иной теории. Если теоретическая зависимость между исследуемыми величинами не соответствует наблюдаемой в эксперименте, то делается вывод, что теория недостаточно развита и требует дальнейшей разработки. В теории педагогических измерений может применяться иной подход. Если в физике законы природы не зависят от исследователя, то тесты в немалой степени зависят от подхода к их составлению. Это принципиально важный момент, и данная работа будет посвящена разработке приложения для проведения тестирования студентов и выявления некоторых зависимостей.
Система компьютерного тестирования –– это универсальный инструмент для определения степени подготовленности студентов на всех уровнях образовательного процесса. Учебный процесс включает тестирование с дробными функциональными задачами как внутривузовский компонент системы.
Можно выделить три уровня:
· тестирование для проведения оперативного и текущего контроля (темы семинаров, разделы и собственно тестирование по дисциплине);
· тестирование для проведения рубежного контроля (по дисциплинам любого содержательного или временного модуля, по блокам дисциплин ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, по дисциплинам специализации или совокупности дисциплин, выделенных по любому другому основанию);
· тестирование для проведения итогового контроля (междисциплинарный экзамен, предварительный этап госэкзаменов) результирующее тестирование в конце обучения - проверка уровня готовности специалиста, его соответствие требованиям ГОС.
Единая система тестирования позволяет комбинировать тестовые задания разных дисциплин в рамках одного блока или дисциплин одной тематической направленности.
Результаты текущего и рубежного тестирования –– это не только объективный показатель освоения студентами темы, раздела или дисциплины, но и, прежде всего, показатель качества работы преподавателя. Вузовская база тестов может включать контрольный тест по дисциплине, предлагаемый студентам каждого следующего набора для сравнения ежегодных результатов обучения (в том числе разными преподавателями).
Создание тестов на высоком методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно-терминологической структуры курса, т.е. таблицы проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины.
Такая разработка, наряду с программой, является самостоятельным методическим материалом обеспечения качества преподавания. Кроме того, дает возможность на макроуровне устранять дублирование тем в дисциплинах в образовательных профессиональных программах.
Для студентов работа с компьютерными тестами способствует освоению компьютера как инструмента учебной деятельности, приучает к самоконтролю. Тестирование в самостоятельной работе студентов имеет не столько контролирующие, сколько обучающие функции (для отработки отдельных тем, типов задач, подготовки к зачетам и т. д.). Для самостоятельной работы студентов система тестирования представляет возможность использования электронныхбиблиотек, а также интернет-тестирования (домашняя и самостоятельная работа). Электронные библиотеки методического обеспечения дисциплин могут содержать наряду с тестами тренинга, самоконтроля, различные учебные материалы. Система компьютерного тестирования является неотъемлемой составляющей для перспективного развития дистанционных форм обучения.
Создание системы компьютерного тестирования включает организацию и решение следующих задач:
· Разработка процедуры тестирования как вида учебной деятельности.
· Подготовка тестологов и администраторов системы тестирования.
· Наличие единого программного обеспечения (программы конструктора тестовых заданий базы тестов и программы процедуры тестовой проверки и анализа результатов):
· конструктор тестовых заданий (программы ввода нового задания в базу тестов);
· программу формирования теста (программу отбора тестовых заданий из базы тестов по дисциплине, например, по уровню сложности);
· программы тестирования (локальная и сетевая; программа, обеспечивающая предъявление определенного количества тестовых заданий студенту на мониторе за определенный период времени или распечатку теста на бланке);
· протокол тестирования для студента (документ-распечатка оценки, с возможным предъявлением заданий с неправильными ответами);
· анализ и статистику результатов тестирования для преподавателя;
· анализ и статистику результатов тестирования для администратора системы (мониторинг).
Существует несколько способов представления результатов:
Для всестороннего анализа результатов тестового контроля данные представляются в таблицах, на графиках, гистограммах и диаграммах, наиболее полно отображающих количественные и качественные показатели исследуемых массивов участников контрольно–оценочного процесса. Такие таблицы очень информативны, они содержат сведения об учебной дисциплине, количестве заданий в тесте и их распределении по видам заданий, регионе, образовательном учреждении, классе, выполняемом варианте теста, дают первичный и тестовый баллы. Они позволяют перейти к процентам выполнения соответствующих заданий по любой выборке и проводить анализ усвоения содержания различных предметов.
При помощи гистограмм можно проводить парные или множественные сравнения исследуемых характеристик для различных выборок испытуемых.
Линейные графики достаточно хорошо иллюстрируют рейтинги различных объектов наблюдения, они удобны для оценивания, когда требуется установить их последовательность по анализируемому свойству. На линейных графиках можно проводить сравнения большого числа объектов однотипного ряда (одна зависимость), по разным уровням обобщения данных или временным интервалам.
Уровни трудности заданий или затруднений (успешности) учащихся представляются в виде графика, на котором по горизонтальной оси отложены номера заданий теста, а по вертикальной – проценты правильно выполненных заданий.
Подводя итог можно сказать что современные системы тестирования чрезвычайно сложны - как при составлении тестов, так и при обработке результатов их прохождения.