BC/NW 2018 № 1 (32):8.1

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ЕИС ОАТИ

Лысак Д.Р., Крепков И.М.

Введение

ЕИС ОАТИ «Учет нарушений» предназначена для автоматизации функций мониторинга за состоянием объектов благоустройства в городе Москве с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений и контроля за соблюдением подрядными организациями города Москвы правил и технологии производства работ по государственным контрактам в сфере благоустройства городских территорий.

Возможности ЕИС ОАТИ:

1)                                   передача материалов административного дела на рассмотрение в другое подразделение ОАТИ;

2)                   ограничение возможности создания определений в рамках административного дела;

3)                                   контроль печати экземпляров документов строгой отчетности;

4)                                   формирование печатных форм документов на основе скорректированных шаблонов;

5)                                   ведение постановлений мирового судьи;

6)                                   учет отметок о передаче бумажных экземпляров административных дел;

7)                                   выбор камер системы видеонаблюдения на карте при совпадении адресов их установки;

8)                                   подготовка схемы места выявления административного правонарушения, при формировании фотоматериала фиксации административного правонарушения;

9)                                   подписание средствами электронной подписи фотоматериала и экспортированного в файл формата PDF постановления, вынесенного в порядке упрощенного производства;

10)                              отображение информации о камерах системы видеонаблюдения в документах административного дела;

11)                              осуществление производства по делам об административных правонарушениях административными комиссиями города Москвы;

получение сводной информации о деятельности ОАТИ для Руководителя Объединения;

Методика внедрения ИС

 На примере ЕИС ОАТИ было проведено исследование и разработана методика внедрения информационной системы. Данная методика предусматривает девять этапов:

·                                              анализ требований;

·                                              планирование проекта;

·                                              проектирование модели;

·                                              настройка системы;

·                                              тестирование системы;

·                                              развёртывание системы;

·                                              подготовка к сопровождению системы;

·                                              обучение пользователей (руководство пользователя);

·                                              оценка результатов проекта.

 

Каждый этап включает несколько шагов, которые выполняются в определённой последовательности. При этом шаги могут выполняться как последовательно (когда следующий шаг выполняется только после завершения предыдущего), так и параллельно (когда два или более шагов выполняются одновременно).

На каждом этапе выделяются контрольные точки, позволяющие определить статус проекта, оценить имеющиеся риски и более чётко спланировать дальнейшие действия. При этом особенно внимательно следует относиться к пересмотру графика работ и изменению рамок проекта.

Описание этапов внедрения

 

Анализ требований

Цель этапа анализа — получить максимум информации от заказчика и его задач, уточнить рамки проекта, оценить возможные риски, а также сформировать проектную группу, на которую будет возложена значительная часть предстоящих работ.

Планирование проекта

Этот этап представляет собой начало непосредственного внедрения. Главным итогом этапа является укрупнённый план проекта, содержащий основные фазы и контрольные точки. Более детальный план разрабатывается позже, на этапе проектирования, а отдельные изменения будут вноситься на этапах разработки, тестирования и развёртывания системы.

Помимо разработки укрупнённого плана проекта, на данном этапе производится т.н. концептуальное проектирование — разработка прототипа будущей системы. Как правило, прототип представляет собой демонстрационный пример, разработанный на основе бизнес–требований, сформулированных на этапе анализа.

Проектирование модели

На этом этапе происходит детальная методологическая и организационная проработка будущей системы. Здесь важно учесть все существенные требования к будущей системе и определить, каким образом они будут реализованы. На этом же этапе прорабатываются интеграционные аспекты: определяются «смежные» системы, с которыми должен происходить информационный обмен, а также данные, которые должны приниматься и передаваться системой.

Настройка системы

Этап настройки предусматривает трансформацию концепции, разработанной на стадии проектирования, в реальную информационную систему. Зачастую именно этап настройки оказывается наиболее длительным и дорогостоящим. Вполне возможно, что в ходе настройки будут выявлены какие-либо ошибки и неточности постановочного характера. В этом случае допускается частичный пересмотр модели, построенной на стадии проектирования.

Тестирование системы

Этап тестирования позволяет убедиться в том, что настроенная информационная система в точности соответствует утверждённой методологии и согласованным организационным требованиям. Этап тестирования даёт возможность выявить разного рода несоответствия, после чего производится корректировка настроек системы. Параллельно с тестированием происходит обучение конечных пользователей, и, возможно, привлечение некоторых из них к процессу тестирования.

Развёртывание системы

После завершения тестирования система признается готовой к запуску в эксплуатацию, т.е. к вводу её в действие для всех пользователей.

Развёртывание системы может происходить разными способами, в зависимости от решаемой задачи и количества пользователей. Общее правило — постараться минимизировать риски, связанные с использованием нового программного обеспечения.

Подготовка к сопровождению системы

Данный этап включает в себя обучение новых сотрудников, подготовка рабочих мест, установка соответствующего ПО. Создание и заполнение БЗ. Распределение отдела на первую, втору и третью линию поддержки в соответствии с обязанностями.

Обучение пользователей

Предоставление доступа к руководству пользователя из каждого АРМа системы, так как они отличаются по функционалу. Проведение обучения в разных подразделениях, в процессе обучения записывать вебинар встречи. После обновления системы необходимо актуализировать руководство пользователя и новые возможности АРМа в системе.

Оценка результатов проекта

Наконец, последняя стадия проекта — подведение его итогов. Это необходимо для того, чтобы убедиться в соответствии внедрённой системы потребностям предприятия и тем, целям и задачам, которые были сформулированы на начальных стадиях проекта. Работа, проделанная в ходе проекта, позволяет и руководителям, и специалистам предприятия по-новому взглянуть на процессы управления и, возможно, выявить направления дальнейшего совершенствования управленческих технологий, которые могут быть реализованы в будущем.

Как правило, оценку результатов проекта, рекомендуется проводить в течение одного месяца после перевода системы в промышленную эксплуатацию.

Взаимодействие с внешними ИС

На Рисунке 1 изображено информационное взаимодействие.

                                    (Рисунок 1)

На Рисунке 2 изображена интеграция с органами власти

                                                               (Рисунок 2)

 

Заключение

После внедрения информационно системы были достигнуты следующие цели:

-в части технических показателей:

1)                наличие и работоспособность разработанных подсистем и функциональных модулей;

2)                полнота реализации требований к функциям, входящих в состав системы;

3)                полнота методической и эксплуатационной документации системы;

-в части технологических показателей:

1)                ввод и успешное завершение опытной эксплуатации разработанного в рамках выполнения работ по-настоящему ТЗ функционала ЕИС ОАТИ;

2)                сокращение времени на прием заявлений на оказание ГУ за счет реализации предоставления услуги в электронном виде – до 50%;

сокращение времени на внутриведомственный обмен информацией за счет автоматизации процесса – до 35%.

Литература

1.     Инструкция по работе в модуле Управления изменениями – Электронная Москва.

2.     Регламент внедрения информационной системы – Электронная Москва.

3.     Регламент сопровождения HPSM по ЕИС ОАТИ- Электронная Москва

4.      IntelliJ IDEA. Профессиональное программирование на Java – Давыдов С.,