BC/NW 2019№ 2 (35):9.3

МОДЕЛЬ РАБОТЫ  МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖЕ РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ В СРЕДЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ GPSS

Cемочкина Е.В.

Особенности проводимого анализа. Для увеличения доходной части баланса крупного издательского дома анализируется работа его квалифицированного менеджера по продажам рекламных услуг с последующими рекомендациями по улучшению его труда. Предполагается, что благодаря быстрому и высококвалифицированному обслуживанию входящего потока звонков менеджером получается 32 оформленных заказа на рекламу в день.

Для изучения предмета исследования применяется среда моделирования GPSS. Метод исследования относится к имитационному компьютерному моделированию. (При имитационном моделировании осуществляется воспроизведение на ЭВМ (имитация) процесса функционирования исследуемой системы с соблюдением логической и временной последовательности протекания процессов.)

Описание процесса. В прессе опубликован телефон, по которому звонят потенциальные клиенты. Менеджер по продажам ведет переговоры и тратит время только на разговор с заинтересованными лицами и оформление заказов (все справочные материалы  и бланки заказов лежат у него на столе).  Описание переговоров с мелкими заказами: разговор 5 мин + 1 мин оформление заказа 5 мин + 1 мин и перерыв между звонками 0.6 мин + 0.1 мин. Описание переговоров с средними заказами: разговор 5 мин + 1 мин, описание возможного заказа 5 мин + 1 мин, оформление заказа 5 мин + 1 мин и перерыв между звонками 0,6 мин + 0.1 мин. Описание переговоров с крупными заказами: разговор 5 мин + 1 мин, описание возможного заказа 15 мин + 5 мин, оформление заказа 15 мин + 5 мин и перерыв между звонками 0,6 мин + 0.1 мин. Вероятности мелких заказов:  - 0.7,   и всех других – 0.3. Оставшаяся часть делится на средние заказы (вероятность 0.7)  и  крупные заказы (вероятность 0.3). 7 + 0,5 мин  - интервал в звонках по телефону при занятом телефоне менеджера.

Добавим время на обеденный перерыв   60 мин + 5 мин, на утреннее приведение себя в порядок при приходе на работу 9 мин + 2 мин, на вечернее приведение себя в порядок при уходе с работы 9 мин + 2 мин, время технических перерывов    18 мин + 3 мин. Должен получиться рабочий день.

На рисунке 1 приводится схема движения транзакта в модели работы менеджера на входящем потоке звонков.

Рисунок 1 Движение транзакта в модели работы менеджера на входящем потоке звонков

 

Ниже приводится программа, выполненная в среде моделирования GPSS World, соответствующая рисунку 1 и указанному выше описанию работы.

 

************************************************************

* model   SALE MANAGER ON ENTER FLOW OF CUSTOMERS       *

************************************************************

Directsale              STORAGE 40

                     GENERATE (Exponential(1,0,0.5))             ;call connect

                     QUEUE Constant

                     SEIZE Facility1

33                           GATE SNF Directsale,45                              ;Try for a line

                     ENTER Directsale

                     TRANSFER 0.7,SOSO1,MOST1                 ;People choose

MOST1                  ADVANCE 5,1                                             ;Speak for 5+/-1 min

                     ADVANCE 5,1                                              ;Ordering

                     ADVANCE 0.6,0.1                                        ;Rest minets

                     LEAVE Directsale                                         ;Leave direct sale

                     RELEASE Facility1

                     DEPART Constant

                    TERMINATE 1                                              ;One customer is out

SOSO1                  TRANSFER 0.7,BEST1,SELDOM1             ;People choose

SELDOM1            ADVANCE 5,1                                              ;Speak for 5+/-1 min

                     ADVANCE 5,1                                             ;Describe an order

                     ADVANCE 5,1                                             ;Ordering

                     ADVANCE 0.6,0.1                                       ;Rest minets

                    LEAVE Directsale                                          ;Leave direct sale

                      RELEASE Facility1

                      DEPART Constant

                     TERMINATE 1                                           ;One customer is out

BEST1                    ADVANCE 5,1                                           ;Speak for 5+/-1 min

                     ADVANCE 15,5                                         ;Describe an order

                      ADVANCE 15,5                                        ;Ordering

                      ADVANCE 0.6,0.1                                   ;Rest minets

                      LEAVE Directsale                                     ;Leave direct sale

                       RELEASE Facility1

                       DEPART Constant

                      TERMINATE 1                                         ;One customer is out

                       TRANSFER ,33

45                   ADVANCE 7,0.5                                     ;Wait 7 minutes

                       TRANSFER ,33                                       ;Try again

                       ADVANCE 9,2                                       ;Clother change minets

                       ADVANCE 60,5                                     ;Dinner Rest minets

                       ADVANCE 18,3                                      ;Technical Rest minets

                       ADVANCE 9,2                                       ;Clother change minets

                        START 32

Напоминание об операторах языка GPSS[7]. QUEUE увеличивает очередь транзактов на 1, DEPART высвобождает 1 транзакт из очереди; SEIZE занимает канал моделирующего устройства для событий, происходящих с транзактом, RELEASE освобождает канал от этих событий; ENTER увеличивает вместимость накопителя для информации о событиях, происходящих с транзактом, LEAVE уменьшает вместимость накопителя.

При создании модели описывается накопитель информации, появляющейся в различных блоках, STORAGE. Появление транзакта моделируется  оператором GENERATE. Транзакт в начале программы – звонок по телефону, а при разговоре с менеджером становится заказом на рекламу.

Оператор TRANSFER 0.7,SOSO1,MOST1 распределяет заказы по величине согласно статистике квалифицированного менеджера. 0.7 – вероятность мелких заказов. Программа, начиная с меты MOST1  до оператора TERMINATE 1,  моделирует действия менеджера при обслуживании мелкого заказа. 0.7*0.3 - вероятность средних заказов. Программа, начиная с меты SOSO1 до оператора TERMINATE 1,  моделирует действия менеджера при обслуживании среднего заказа. 0.3*0.3 - вероятность крупных заказов. Программа, начиная с меты BEST1 до оператора TERMINATE 1,  моделирует действия менеджера при обслуживании крупного заказа. Оператор TRANSFER ,33  отправляет транзакт на повторный звонок по телефону.

Строка  45     ADVANCE 7,0.5  моделирует интервал в звонках по телефону при занятом телефоне.

Ниже приводится  начало листинга модели с результирующим временем работы.

 

GPSS World Simulation Report -  manager.14.1

 

Monday, January 06, 2020 20:06:03

 

START TIME           END TIME    BLOCKS     FACILITIES  STORAGES

                     0.000                 482.095               37                       1                     1

По модели рабочий день длится 8 часов и 2 минуты (482 минуты). С точностью 2 минут результат может считаться приемлемым. За указанное время получено 32 заказа. Из них 16 заказов – мелкие, 13 – средние и 3 - крупные. Эти данные в листинге показывают строки 8 (MOST1            8    ADVANCE           16), 16 (SELDOM1          16    ADVANCE  13)  и 24 (BEST1              24    ADVANCE              3) соответственно. 

Статистика заказов менеджера по величине проявляется более явно на числе заказов более 10000. Так сделаем Directsale        STORAGE 25000  и  приведем данные листинга работы той же программы при величине START 10000.

 

                  GPSS World Simulation Report -  manager.18.1

 

 

                   Wednesday, January 01, 2020 18:58:41 

 

           START TIME           END TIME   BLOCKS   FACILITIES  STORAGES

                        0.000            138464.629               37                      1              1

 

138465   минут соответствует 2307 часов 35 минут работы. За это время у менеджера получится 7006 мелких заказов, 2131 - средних заказов и 863 крупных заказа. Итого 10000 заказов. (Вспомним, что у менеджера вероятность мелких заказов 0,7, средних - 0,21, крупных - 0,09.)

Среда моделирования GPSS World  предоставляет  информацию о происходящих в блоках модели процессах (на вкладке BLOCK  ENTITIES опции WINDOW). Такие данные для описываемой выше программы можно увидеть на рис.2.

 

Nalchik manager.png

Рис. 2 Входы транзактов в блоки модели по данным вкладки BLOCK  ENTITIES опции WINDOW среды моделирования GPSS

Улучшение рабочего процесса. Что может повлиять на рабочий процесс? Например, возможность дозвониться до другого менеджера, когда телефон первого менеджера занят. Необходимо организовать переход звонка на других менеджеров.

Вторая возможность улучшения рабочего процесса - привлечение на работу в издательский дом менеджера с лучшей статистикой проведения переговоров (например, по величине заказов). Модель его работы будет характеризоваться другими цифрами, стоящими у операторов TRANSFER.

Третья возможность улучшения - тренинги по продажам, проводимые с менеджерами. Они могут изменить статистику величин заказов и их числа (и цифры в модели – соответственно).

Сотрудник отдела маркетинга может провести замеры интервалов в звонках и времени, затрачиваемого на переговоры. На основании этих данных уточнение приведенной выше модели приведет к появлению ряда моделей работы конкретных менеджеров. Работодателю может быть интересно, посмотреть на результаты моделирования работы его ведущих сотрудников. Моделирование в среде GPSS сможет указать на резервы в работе сотрудников или необходимость проведения очередного тренинга.

Добавление в модель информации о суммах и количестве заказов  позволит ей отразить движение денежных средств от каждого менеджера. Средства среды моделирования GPSS эту задачу решить позволяют: программа (модель) в системе GPSS представляет собой последовательность операторов языка программирования GPSS, операторов процедуры и эксперимента языка PLUS [2, 64с].

Выводы. Представленная выше модель работы менеджера по продажам может быть принята за основу для анализа и моделирования аналогичных рабочих процессов. На основе подобного анализа можно проводить улучшение бизнес-процесса. Модель представляет интерес для отделов маркетинга, продаж, для руководства. При дополнении финансовыми показателями может быть полезной и отделу финансов.

 

Литература

1.                Шевченко Д.Н., Кравченя И.Н. Имитационное моделирование на GPSS. Учеб.-методическое пособие для студентов технических специальностей. М-во образования Респ. Беларусь, Беларус. гос. ун-т трансп., - Гомель : БелГУТ, 2007. 97 с.

2.                Кудрявцев Е.М. GPSSWorld. Основы имитационного моделирования различных систем.// Серия «Проектирование». М.: ДМК Пресс, 2004. 320 с.