Технология согласования с пользователем Технического задания на разработку программного комплекса

 

 

А.Г. Мищенко, студ., Г.В. Николаев, асп.; рук. Л.А. Льноградский, к. т. н., доц.

 

 

(СамГТУ, г. Самара)

 

 

 

 

Традиционный подход к проектированию программного комплекса связан с получением заявки от ключевого пользователя. Однако реальные проблемы, которые прошли через его субъективное восприятие, ограничены спецификой задач, решаемых на конкретном участке управления. Кроме того, заявка нередко отражает представления пользователя о том, как должна работать информационная система, а не о том, какую исходную проблему она должна решать.

Если перед разработчиком стоит задача автоматизации нескольких подразделений, то последовательное проектирование локальных программных комплексов приводит к активизации пользователей смежных подразделений, в результате которой возникает эффект перепасовки проблем, готовые программы приходится переделывать. Поэтому системный подход к проектированию, который используют авторы, основан на одновременном анализе всех заявок.

Нами используется методика обследования, в которой пользователю предлагается, прежде всего, сформулировать проблему. Все проблемы анализируются в комплексе, согласовываются, дополняются, что позволяет выявить узкие места в системе. Только после обобщенного анализа проблем можно переходить к поиску решения. Для каждого узкого места возникает несколько вариантов реализации, которые также совместно анализируются и согласовываются. Результатом работы является создание проекта системы.

Описанный выше подход опирается на строгие структурные понятия. Любая информация о проблемах и решениях позиционируется в пространстве элементарных понятий. Выбор эффективного пространства этих понятий представляет собой отдельную научную задачу, над решением которой авторы продолжают работать в настоящее время.