Технология
согласования с пользователем Технического задания на разработку программного
комплекса
А.Г. Мищенко, студ., Г.В. Николаев, асп.; рук. Л.А. Льноградский, к. т. н., доц.
(СамГТУ,
г. Самара)
Традиционный
подход к проектированию программного комплекса связан с получением заявки от
ключевого пользователя. Однако реальные проблемы, которые прошли через его
субъективное восприятие, ограничены спецификой задач, решаемых на конкретном
участке управления. Кроме того, заявка нередко отражает представления
пользователя о том, как должна работать информационная система, а не о том,
какую исходную проблему она должна решать.
Если
перед разработчиком стоит задача автоматизации нескольких подразделений, то
последовательное проектирование локальных программных комплексов приводит к
активизации пользователей смежных подразделений, в результате которой возникает
эффект перепасовки проблем, готовые программы приходится переделывать. Поэтому
системный подход к проектированию, который используют авторы, основан на
одновременном анализе всех заявок.
Нами
используется методика обследования, в которой пользователю предлагается, прежде
всего, сформулировать проблему. Все проблемы анализируются в комплексе,
согласовываются, дополняются, что позволяет выявить узкие места в системе.
Только после обобщенного анализа проблем можно переходить к поиску решения. Для
каждого узкого места возникает несколько вариантов реализации, которые также
совместно анализируются и согласовываются. Результатом работы является создание
проекта системы.
Описанный
выше подход опирается на строгие структурные понятия. Любая информация о
проблемах и решениях позиционируется в пространстве элементарных понятий. Выбор
эффективного пространства этих понятий представляет собой отдельную научную задачу,
над решением которой авторы продолжают работать в настоящее время.