Моделирование доходов и расходов с использованием корпоративных систем на МЖД

 

 

Семененко С.А., асп., рук. И.И.Соколова, к.э.н., доцент

 

 

(МГУПС)

 

 

 

 

Инструменты моделирования для планирования доходов и расходов разрабатываемые на Московской ж. д. с использованием средств SAP R/3 обеспечивают достаточно высокий уровень гибкости. Это обеспечивается за счет возможности моделирования отдельных разделов плана платежного баланса, а также составления последнего на различных уровнях управления (структурных подразделений) с возможностью их последующей консолидации и согласования.

Предпосылкой для успешного составления бюджета (лимита финансирования) является четкое отражение организации предприятия, которое создается за счет определения сфер ответственности, таких, как Дороги, Главки, Департаменты, подразделения и другие организации. Частичный бюджет создается и присваивается каждой сфере ответственности. Частичные бюджеты согласовываются друг с другом и объединяются в общем бюджете.

Поскольку ситуация в течение финансового года изменяется, возникает необходимость в корректировании уже завершенного планирования бюджета. Одна из возможностей, системы R/3 - это использование переноса бюджета. Согласно определенным правилам, это можно сделать, если у одной из сфер ответственности имеется недостаток в финансовых средствах, а у другой еще есть свободные средства.

Бюджет в пределах организационной структуры распределяется по принципу «сверху-вниз» на основе финансовых позиций. Финансовые позиции представляют собой группу объединенных по функциональному признаку расходов и поступлений в пределах единицы финансового менеджмента.

В проекте предусмотрены два уровня определения финансовых позиций: позиции контировки и позиции уплотнения. Позиции контировки являются детальной структурой направлений расходования средств, которая удовлетворяет потребностям аналитики конечных пользователей. Позиции уплотнения являются суммарным итогом детальных позиций и предназначены для анализа финансовой деятельности высокого уровня.

Таким образом, управление расходами и доходами в системе R/3 основывается на создании бюджета для всех поступлений и расходов для отдельных сфер ответственности, отслеживании будущих движений финансовых средств в отношении доступного бюджета, а также предотвращении иных перерасходов бюджета. Предусмотрена также возможность адаптации бюджета к изменениям путем ввода деблокирований, расширений, сокращений и переносов.