Е.П. Рослякова, студ.; М.С. Харченко, студ.; рук. А.В. Беляков, маг.

(ИВЦ МЭИ (ТУ))

 

ПРИМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМ ТАРИФИКАЦИИ ДЛЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

 

 

Задача учета предоставляемых услуг - весьма актуальна для мультисервисных сетей, предоставляющих разнообразные услуги своим абонентам.

Ее сложность обусловлена несколькими составляющими:

-      разнообразие видов услуг и алгоритмов тарификации

-      большая размерность данных, обрабатываемых во время сбора информации

-      разнообразие коммуникационных устройств.

Решение задачи тарификации для сетей ВУЗов имеет также ряд особенностей: необходимость учета при принятии решений факторов, имеющих отношение к проведению учебных занятий, обеспечение гарантированной полосы пропускания для лабораторных комплексов и телеконференций, а также смещение акцента с коммерческой составляющей подобной системы на задачу обеспечения достоверной информации о состоянии сети и востребованности тех или иных служб.

На первом этапе разработки системы была поставлена задача разработки целостной архитектуры, обеспечивающей возможность полного учета первичных фактов.

Применение объектно-ориентированного подхода к проектированию распределенных систем позволило выделить в системе тарификации следующие подсистемы:

-      сбора оперативной информации

-      долговременного хранения данных

-      учета потребителей услуг

-      управления тарифами и услугами

-      принятия решений

При этом общая структура  объектных классов системы представлена в виде:

.

     В качестве объектов тарификации можно представить: ip-адрес, ip-подсеть, ip-диапазон, набор ip-адресов, канал связи.

     В качестве примеров предоставляемых услуг можно привести: IP-трафик, доступ к Proxy-серверу, доступ к H.323-серверу IP-телефонии, резервирование пропускной способности канала связи, доступ к электронной почте.

В итоге для принятия решений системой тарификации необходимая информация описывается вектором со следующей структурой (объект тарификации, интервал тарификации, тип услуги, сервисное устройство)

На основании данной информации меняется статус потребителя услуг и/или выполняются некоторые действия, к примеру, отдается команда маршрутизатору на блокировку соединения.

Разрабатываемая система является системой поддержки принятия решений, учитывающей разнородную информацию о потребителях, услугах и формирующей рекомендации по изменению состояния мультисервисной сети.

Разработанная архитектура является модульной и расширяется по мере возникновения новых услуг, изменения структуры мультисервисной сети или увеличения разновидностей правил.

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. UML проектирование систем реального времени, распределенных и параллельных приложений / Хассан Гома; Москва: Издательство "ДМК", 2002.
  2. Инженерия программного обеспечения, 6-е издание / Иан Коммервилл ; Издательский дом «Вильямс», 2002.
  3. Анализ и диагностика компьютерных сетей / Дж. Скотт; Москва: Издательство "Лори", 2001.