BC/NW 2006, №1 (8): 10.3
ПРИЁМОПЕРЕДАТЧИК ЦИФРОВОЙ ЛИНИИ СВЯЗИ
Д.А.
Ежков, О.А. Дулов
(УлГТУ, г.Ульяновск)
С развитием микроэлектроники в последнее время всё
более распространёнными становятся системы управления на основе
микроконтроллеров, предоставляющих широкие возможности сбора, анализа и
обработки данных. Системы, центральным ядром которых являются недорогие и
функциональные микроконтроллеры, используются всюду, где необходимо
анализировать поступающие данные. Это и системы автоматизации дома, и системы
сигнализации и пожаротушения, и различные электронно-измерительные приборы, и
многое другое. В настоящее время в технических ВУЗах
лабораторные установки и учебные стенды либо остаются устаревшими, не позволяя
наглядно наблюдать многие достижения современной науки (например, оцифровку
сигнала), либо занимают довольно большой объём, что очень неудобно. Поэтому
актуальной остаётся проблема разработки и внедрения учебных стендов, имеющих
малый объём, низкую стоимость и широкие возможности. Стенд, рассмотренный в
данной работе, представляет собой имитатор цифровой линии связи (в том числе и
оптической), позволяя студентам наглядно наблюдать несколько стадий обработки
сигналов.
Стенд состоит из следующих компонентов:
- передающая часть (набор входных разъёмов, предусилитель, контроллер, микросхемы памяти, кодер, передающий оптический модуль);
- приемная часть (приемный оптический модуль, декодер,
контроллер, ЦАП, выходной усилитель, набор выходных разъёмов);
- периферия (управляющие кнопки, светодиоды и семисегментные индикаторы).
Главной отличительной особенностью данного стенда
является широкий спектр решаемых им задач. На стенде можно наглядно увидеть:
- входной аналоговый сигнал различной формы
(гармонический, меандр, «пила» и т.п.);
- преобразование аналогового сигнала
в цифровой с вариацией параметров преобразования;
- цифровой сигнал после кодирования с использованием
различных кодов;
- влияние параметров оптической среды на качество
принимаемого сигнала;
- цифровой сигнал после декодирования;
- цифро-аналоговое преобразование;
- выходной аналоговый сигнал.
Наблюдение аналогового сигнала на входе даст студенту
первичное представление о гармонических и других аналоговых сигналах различной
формы. Аналого-цифровое преобразование можно производить, изменяя параметры
преобразования, а, в частности, частоту дискретизации. В итоге, после
цифро-аналогового преобразования студент сможет наблюдать влияние частоты
дискретизации на форму преобразованного сигнала.
Исследование открытой оптической линии связи позволяет
наблюдать изменение качества сигнала при введении в линию различных помех. А применение кодирующе-декодирующей
системы наглядно показывает помехозащищенность линии при использовании
различных кодов.
Входной сигнал может быть подан с НЧ-генератора,
со звуковой платы компьютера или же взят из модуля памяти. Выходной сигнал
можно наблюдать с помощью осциллографа или же, если передается голос, услышать
его через динамик.
Микросхемы памяти используются для хранения аналоговых
сигналов стандартной формы: «пила», меандр, прямоугольные сигналы различной
длительности и многие другие.
Применение светодиодов и индикаторов позволяет
визуализировать управление стендом, а клавиатура делает это управление более
гибким.
Разработанный стенд внедрен в учебный процесс и
используется при подготовке студентов радиотехнических специальностей.
Литература
1.
Теория электрической связи / Под ред. Д.Д. Кловского. М.: Радио и связь, 1998.