BC/NW 2006, №1, (8) : 13.4

 

 

Программный комплекс для исследования
объектно-ориентированной архитектуры

биллинговых систем

 

С.К. Акиньшин, Ю.Л. Леохин

 

(Москва, Московский институт электроники и математики (технический университет), Россия)

 

 

В настоящее время биллинговые системы (БС, называемые также автоматизированными системами расчетов за предоставляемые услуги) – используются во множестве отраслей, но наибольшее распространение они получили в телекоммуникациях, прежде всего – в сотовой телефонии и Интернет-провайдинге [2].

В процессе предварительно проведенного исследования анализировались как конкретные реализации БС, так и тенденции в их разработке. Эти тенденции различны для разных классов БС, но особое внимание уделялось классу, вызывающему в настоящее время научный интерес – postpaid-системам для доступа к Интернету, предоставляемого мелкими или средним провайдером, по выделенным линиям для корпоративных пользователей [3]. По результатам анализа была разработана концепция общей архитектуры БС и сформулированы требования к реализации данной концепции в виде БС для рассматриваемой предметной области.

В любой БС можно выделить 2 подсистемы: Подсистему расчетов объемов услуг (ПРОУ) и Подсистему расчета стоимости услуг (ПРСУ). ПРОУ представляет меньший интерес, поскольку его функции частично реализованы на уровне аппаратного обеспечения, используемого провайдерами. Научный интерес представляет подсистема ПРСУ, поэтому именно ей посвящена основная часть проводимых работ.

С учетом особенностей рассматриваемой предметной области, в качестве основы для построения архитектуры ПРСУ БС был предложен объектно-ориентированный подход, при котором каждый клиент БС представляется в ней как экземпляр объекта, владеющий собственными полями (например, информацией об оказанных услугах и их стоимости) и методами (например, функциями расчета стоимости услуг). Были определены границы применимости для данной архитектуры, выделены ее достоинства и недостатки [1].

Следующим этапом работы стало создание программного комплекса, который бы позволял провайдеру оценить, насколько эффективно будет создание БС на основе объектно-ориентированной архитектуры в данном конкретном случае.

Система позволяет оценить нагрузку на вычислительные узлы и линии связи, оценить оперативность расчетов в зависимости от топологии БС, типа и пропускной способности сетевых каналов, а также от характеристиек ЭВМ, используемых для расчетов.

Особое внимание уделено профилям клиентов – моделям поведения клиентов, т.е. вероятностным зависимостям объема потребленных услуг от времени для различных типов пользователей. В дальнейшем, при переводе системы в режим работы «реального времени» она сама по себе будет являться простейшей объектно-ориентированной БС.

Таким образом, с помощью программного комплекса появляется возможность оценки эффективности БС до ее реального использования, что позволит принять обоснованное решение о ее внедрении.

 

 

Литература

 

1. Акиньшин С.К. Архитектура биллинговых систем на основе объекто-ориентированного подхода. // Новые информационные технологии. Тезисы докладов XIII Международной студенческой школы-семинара – М.: МИЭМ, 2005. С. 239-241.

2. Дич Л.З. Биллинговые системы в телекоммуникациях. – М.: Радио и Связь, 2003.

3. Ильина Е.В. Методы моделирования и разработки биллинговых систем. – СПб.: НИИ Химии СПбТГУ, 2002.