BC/NW 2006, №1, (8) : 13.6
НОВОЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОИСКОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ
ПРИЛОЖЕНИЙ
И.И. Дзегеленок, М.П. Пучков
(Москва, Московский
энергетический институт (технический университет), Россия)
Создание компьютерных систем — весьма непростое дело,
а выбор из существующих вариантов подчас еще сложнее. В настоящее время рынок
корпоративных систем переживает подъем и бурное развитие. Их отличие от рядовых
приложений состоит в том, что они управляют не конкретным процессом, а их
«сообществом», порождающим единый информационный механизм [1]. Одна часть
предприятий, будь то коммерческая фирма или государственное учреждение,
нанимает специалистов для разработки собственного, удовлетворяющего всем
требованиям, программного обеспечения, в то время как другая покупает и
адаптирует под свои нужды решения от таких известных представителей
компьютерной индустрии, как Microsoft (Navision Attain, Axapta), Oracle (E-Business
Suite, CRM), IFS (IFS Applications) и другие. Каждый из вариантов и
конкретных решений имеет свои плюсы и минусы и отличается от любого другого
значениями доброго десятка параметров. Это многообразие вариантов и порождает
проблему приобретения ясно и понятно представимого знания о данной предметной
области.
Для решения указанной проблемы на кафедре ВМСС был
разработан теоретический аппарат [2] и использующий его инструментарий [3], что
позволяет приобретать необходимое эмпирическое знание. Однако при ближайшем
рассмотрении полученных результатов и этого оказалось мало. В реальности при
поисковом проектировании распределенных систем и реализуемых на их основе
корпоративных приложений [4] мы в большинстве случаев не можем получить
однородного поискового пространства из-за несовместимости отдельных значений
различных параметров. Например, уже упомянутая система Microsoft Business Solutions Navision Attain работает
только под управлением операционной системы семейства Windows с собственной СУБД и Microsoft SQL Server, а также практически не
поддерживает горизонтальную масштабируемость ввиду отсутствия встроенных
средств синхронизации. Поэтому неизбежно появятся сочетания значений,
называемые «абсурдными», то есть нереализуемыми при текущем состоянии
информационных технологий. И, как следствие, возникает вопрос, не менее важный,
чем решение самой задачи, а что следует делать с этими комбинациями значений?
Ведь пустоты в поисковом пространстве и их скопления приводят к лишним
вычислениям при получении знания, а также искажают его. Для борьбы с ними был
разработан новый более совершенный механизм, позволяющий преобразовать
поисковое пространство таким образом, чтобы в нем не оставалось «абсурдных»
точек. Его суть состоит в анализе закономерностей среди «абсурдов», выявлении
«запрещенных» комбинаций значений и уменьшении размерности поискового
пространства путем его свертки по параметрам, входящим в эти комбинации. В
результате последующего удаления значений, соответствующих «запрещенным»
комбинациям, происходит переход к решению уточненной задачи поискового
проектирования. Проведенные эксперименты подтвердили повышение содержательной
емкости поискового пространства и, как следствие, увеличение качества
приобретаемого знания.
Литература
1. Фаулер М.
Архитектура корпоративных программных
приложений. : Пер. с англ. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. – 554 с.
2. Дзегеленок И.И. Методология поискового
проектирования вычислительных систем // Информационная математика.– М.:
Изд-во АСТ-Физико-математическая
литература, № 1(4), 2004, с.110–119
3. Сорокин
П.М. Механизм актуализации целевой базы данных в предметно
ориентированной сетевой среде // Системы управления и силовая электроника – М.:
ВЭИ, 2001. с 56 – 65.
4. Таненбаум Э., М. ван Стеен
Распределенные системы. Принципы и парадигмы – СПб.: Питер, 2003. – 877 с.