BC/NW 2006, №1 (8): 15.3

 

 

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ -- ИМПЕРАТИВ ВРЕМЕНИ

 

Л.И. Абросимов

 

Москва,  Московский энергетический институт (Технический Университет), Россия  abros@srv-14.mpei.ac.ru

 

Основными целями реструктуризации электроэнергетики России, указанными в руководящих документах [1-3] являются: повышение эффективности предприятий электроэнергетики России, и обеспечение надежности и бесперебойности электроснабжения потребителей предприятий, обслуживаемых ЕЭС с учетом обеспечения баланса между исполнением интересов собственников компании, государства и всех потребителей.

Реформирование электроэнергетики предусматривает разделение отрасли по видам деятельности на две группы [4] : естественно-монопольные (передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (генерация электроэнергии и сбыт). При этом следует подчеркнуть, что технология энергоснабжения пользователей базируется на тесном взаимодействии технологических процессов технологических процессов: генерации – передачи - распределения электроэнергии.

В настоящее время в результате проведения реформы управление электроэнергетикой России осуществляют: Министерство промышленности и энергетики, РАО ЕЭС (Совет директоров, администрация, Комиссии), ФСК ЕЭС(Правление, администрация и семь МЭС), АО-Энерго и МРСК(количество и статусы которых находятся в стадии становления).

Электроэнергетика России, рассматриваемая как управляемая система, характеризуется: распределенностью энергетических объектов по громадной территории страны; высокой динамичностью изменения нагрузок, которые диктуют пользователи; необходимостью обеспечения баланса потребляемых и генерируемых мощностей; и, как следствие необходимостью динамического управления генерацией электроэнергии и управлением перетоков мощности.

Введение рыночных механизмов с критерием максимизации прибыли для всех объектов электроэнергетики существенно усложняет задачи управления.

Анализ процессов управления технологическими процессами электроэнергетики позволил выделить 5 уровней управления [5]: локальный, оперативный, тактический, стратегический и доктрину – подробно рассмотренных в докладе.

Переходной этап реформы Электроэнергетики России характеризуется «лоскутным» состоянием информационного обеспечения, на котором базируется управление. Вновь создаваемые ДЗО и АО занимаются автоматизацией по технологии отдельных бизнес-процессов. Реформированные, но по прежнему выполняющие функции управления, сохранили обязанности, но еще не получили права  и не имеют возможности выполнять модернизацию на основе современных информационных технологий. Разработчики Единой цифровой системы связи электроэнергетики (ЕЦССЭ), которая предназначена для обеспечения доступа всех управленцев к единому информационному пространству, не имеет данных по магистральным направлениям и по объему трафика.

         Эффективное решение проблем управления электроэнергетикой России возможно только при проведении полномасштабной информатизации отрасли. В основу информатизации следует заложить следующие принципы:

1. Многоуровневая распределенная система управления электроэнергетикой.

         2. Соглашения о правилах участия объектов электроэнергетики в управлении электроэнергетикой.

         3. Единая нормативная база -- основа Единого информационного пространства (ЕИП).

         4. Интегрированная распределенная база данных, актуализация которой производится в реальном масштабе времени.

         5. Делегирование прав доступа к базе данных.

         6. Интегрированная вычислительная сеть, объединяющаявсе энергетические объекты.

         7. Эволюционность внедрения.

Начинать решение проблем информатизации следует с разработки «Концепции информатизации технологического управления электроэнергетикой России», в которой с системных позиций должен быть рассмотрен широкий круг вопросов. Разделы «Концепции» приведены в [5] и подробно рассмотренных в докладе.

         Выводы

o       Проблема информатизации технологического управления электроэнергетикой России является актуальной.

o       Проблема потребует творческого развития информационных технологий для учета всех особенностей технологических процессов управления электроэнергетикой.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. «Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации», 2001 г.

2. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526)

3. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г.

№ 35-ФЗ.

4. Концепция Стратегии ОАО РАО ЕЭС России на 2003 – 2008 гг. «5+5»

5. Абросимов Л.И., Серебрянников С.В., Шакирзянов Ф.Н. Принципы информатизации технологического управления электроэнергетики России. Международный форум информатизации МФИ-2005. Труды Международной научно-технической конференции «Информационные средства и технологии» 18 – 20 октября 2005 г., том 3, стр. 149-152 – М.: Янус-К, 2005.