BC/NW 2006, №1, (8) : 17.10
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ГРУППОВОГО ПОЛЕТА НАД
МЕСТНОСТЬЮ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
И.И. Дзегеленок, В.Ю. Харитонов
(Москва, Московский энергетический институт (технический университет), Россия)
В последнее время всё более актуальной становится
проблема разработки компьютерных систем подготовки пилотов [1]. Создание таких
систем позволит сэкономить огромные средства, затрачиваемые на эксплуатацию
реальной авиатехники. При этом системы должны полностью имитировать процесс
полёта, создавая у пилота полную иллюзию того, что он находится за штурвалом
настоящего самолёта.
Другой важной проблемой является создание программного
обеспечения, позволяющего нескольким пилотам, которые географически могут
находиться в разных местах, проводить групповой полёт, взаимодействуя друг с
другом в реальном масштабе времени (т.е. синхронно получать информацию о
взаимоположении в пространстве и т.п.). Для решения данной проблемы необходимо
организовать сетевое взаимодействие виртуальных пилотируемых объектов.
Предлагается один из возможных подходов к решению
проблемы реализации группового полёта. В разработанной сетевой модели
воспроизведения группового полёта над местностью реализовано взаимодействие по
схеме «клиент-сервер», которая включает один сервер и множество клиентов.
Приложение-клиент, устанавливаемое на рабочей станции, отвечает за организацию
полёта одного пилотируемого объекта в составе группы, что включает визуализацию
с использованием библиотеки OpenGL панорамного вида, открывающегося из кабины пилота
[2], а также поддержание функции управления этим пилотируемым объектом.
Приложение-сервер, устанавливаемое на серверной станции, не несет каких-либо
функций по обработке трехмерной графики, его задача — быть посредником между
клиентами, обеспечивая между ними обмен данными о перемещениях друг друга в
виртуальном пространстве. По этим данным на экране каждого пилота его
приложение-клиент в режиме реального времени отображает пилотируемые объекты, управляемые
другими пилотами. Таким образом, у каждого пилота создаётся впечатление
группового полёта с остальными пилотами в едином виртуальном пространстве.
Проведённые эксперименты подтверждают
работоспособность разработанной программной модели. Кроме того, произведена
теоретическая оценка максимального числа клиентов [3], которые одновременно
могут взаимодействовать с сервером (исходя из максимального времени доставки
данных от одного клиента другому). Созданная модель обладает достаточной
масштабируемостью. Существует возможность совершенствовать как графическую, так
и сетевую её части, повышая реализм полёта.
Литература
1. Кузнецов А.Ю. Особенности организации
распределённой компьютерной системы визуализации трёхмерных сцен авиатренажёра.
Электронный журнал ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ. Теория и практика. 2003 г, номер 1(3),
раздел 16. http://network-journal.mpei.ac.ru.
2. Михайлюк М.В., Решетников В.Н. Визуализация
ландшафтов большой протяженности в системах виртуальной реальности. — М., 1999.
3. Харитонов В.Ю. «Сетевая модель воспроизведения
группового полета над местностью», Труды международной технической конференции
«Информационные средства и технологии». Москва, МЭИ, 18-20 октября 2005г., в
3-х т.т. Т3. — М.: Янус-К, 2005. — с. 138 – 141.