BC/NW 2006, №2, (9) :10.8
О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Л.И. Абросимов
(Москва, Московский энергетический институт (технический университет), Россия)
Роль электроэнергетики в жизни страны невозможно переоценить. Всем
известны примеры, когда даже кратковременное отключение электроэнергии
приводило к громадным ущербам и к большим штрафам, выплачиваемым электроэнергетическими компаниями.
Продолжающееся
реформирование электроэнергетики России, начатое в 2001 году [1,2], оставляет
нерешенными следующие проблемы:
•
Электроэнергетическая безопасность.
•
Становление новых механизмов управления при реформировании ЕЭС.
•
Дефицит генерирующих мощностей.
•
Старение основных фондов электрических сетей.
•
Организация и развитие оптового рынка
электроэнергии.
К
управлению электроэнергетикой в качестве топменеджеров привлечен широкий круг
специалистов по маркетингу, которые не всегда в полном объеме учитывают
особенности технологии производства, передачи и распределения электроэнергии, к
которым в первую очередь относятся:
•
неразрывность технологий: генерации,
передачи и потребления электроэнергии,
•
потребление электроэнергии определяется множеством
случайных факторов,
•
режимы генерации и схемы передачи электроэнергии
постоянно изменяются в соответствии с потреблением,
•
распределение объектов ЕЭС и потребителей по всей
территории России (в качестве иллюстрации на рис.1 приведена схема
связей высших напряжений Единой
национальной электросети (ЕНС) по
состоянию на 2000 г),
•
требование бесперебойности энергоснабжения
потребителей в нормальных и аварийных режимах.
Указанная специфика
технологии приводит к тому, что при проведении «рыночных операций» необходимо
постоянно контролировать процесс технологического производства, учитывать в
полном объеме следующие особенности
управления электроэнергетикой России:
o
Процессы
генерации, предачи и распределения электроэнергии используют различные методы
управления.
o
Все
методы управления электроэнергетикой базируются на количественных оценках
объема и качества электроэнергии.
Рис.1.
Схема
связей высших напряжений Единой
национальной электросети (ЕНС) по
состоянию на 2000 г
o
Задачи
управления электроэнергетикой (как показано на рис. 2) составляют 4 уровня:
локальное управление, оперативное управление, тактическое управление,
стратегическое управление.
o
Реализуют
функции управления электроэнергетикой Росси различные службы:
-
Федеральной сетевой компании (ФСК);
-
Системного оператора центра диспетчерского управления (СО-ЦДУ);
- Администратора
торговой системы (АТС);
-
Генерирующих электроэнергетических компаний(ГЭК).
Чтобы ЕЭС России успешно
функционировала, все задачи управления должны быть качественно решены. Следует
подчеркнуть, что решаемые задачи уаправления связаны между собой не только по
вертикали, но и по горизонтали, что на рисунке 2 не показано из-за сложности
графического отображения.
Формирование управляющей
информации соответствующего уровня осуществляется на основании данных,
получаемых от служб нижележащих уровней. В связи с большими объемами
обрабатываемых в оперативном режиме данных в электроэнергетике России созданы и
успешно функционируют автоматические и автоматизированные информационные
системы.
Рис. 2
Схема функций управления Электроэнергетикой России
В
соответствии с принятой на рисунке 2 классификацией задач управления в
электроэнергетике успешно функционируют следующие информационные системы,
обеспечивающие управление:
•
локальный уровень управления (реального
времени):
ПА - автоматическая система
(АС) противоаварийного управления,
РЗА – релейная защита и линейная
автоматика,
АУПС – АС управления пропускной
способностью,
АРЧМ – АС регулирования частоты и
перетоков мощности,
АРН – АС регулирования напряжения,
АОПМ – АС ограничения перетоков
мощности,
РАС – АС регистрации данных об авариях.
•
оперативный уровень управления:
АСДТУ
– автоматизированная система
диспетчерско-технологического управления,
АСУПЭ
- автоматизированная система управления производства эксплуатации и ремонта,
АСУТП
- автоматизированная система управления технологическим процессом.
•
тактический уровень управления:
Корпоративная информационная система
управления (КИСУ) ФСК;
КИСУ
АТС;
КИСУ МЭС;
КИСУ СО-ЦДУ;
АСКУЭ
– автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии .
Перечисленный состав
основных информационных систем электроэнергетики создавался и модернизировался
длительное время. Возглавляло и координировало разработки Министерство
энергетики. На сегодняшний день имеющиеся системы, по-прежнему, выполняют
необходимые функции сбора, передачи и обработки данных. Однако, данные далеко
не полные, не связаны между собой и используют зачастую устаревшие технические
средства.
В связи с тем, что в результате
реформирования электроэнергетика России переходит на рыночные отношения,
изменилась структура собственности и организационная структура, существенно
изменился уровень вычислительной техники, средств связи и коммутации. В
настоящее время остро стоит вопрос о необходимости информатизации, т.е.
обеспечении в реальном времени полной и достоверной информацией все службы и
подразделения, которые осуществляют управление электроэнергетикой России.
В
основу работ по информатизации электроэнергетики доджны быть положены следующие
принципы:
•
единая
многоуровневая
распределенная система управления
электроэнергетикой;
•
соглашение о структуре управления
электроэнергетикой, определяющее распределение функций управления;
•
единое информационное пространство;
•
интегрированная распределенная база данных;
•
делегирование прав доступа к базе данных;
•
единая вычислительная сеть реального времени;
•
эволюционность внедрения.
Реформирование
электроэнергетики России производится в соответствии со стратегией развития
ЕНЭС, которая предусматривает «сохранение целостности Единой энергетической
системы России». Целостность может быть обеспечена только единой системой
управления.
В Единой энергетической
системе России генерирующие компании, Федеральная сетевая компания и
распределительные компании согласованной работой могут обеспечить надежное и
устойчивое функционирование ЕЭС. Учитывая особенности технологии производства, передачи и распределения
электроэнергии необходимо строго распределить права и обязанности всех компаний
и разработать юридически обоснованные соглашения и механизмы взаимодействия.
Компании, обеспечивающие
функционирование ЕЭС, выполняют различные функции в технологическом процессе
генерации, передачи и распределении электроэнергии. Однако, управление этими
функциями должно быть согласованным. Для согласованного управления необходимо
использовать единое информационное пространство, которое доступно при решении
задач локального, оперативного, тактического и стратегического управления.
Реализация единого
информационное пространство базируется на создании и ведении интегрированной распределенной базы данных, в
которой необходимо регулировать и контролировать права доступа к данным,
которые соответствуют компетенции лица принимающего решение.
Технически система сбора,
передачи, хранения, обработки, представления данных должна представлять единую вычислительную сеть реального времени,
построенную с использованием современных компьютеров, надежных каналах связи и
коммутационных средств, которые используют комплекс современных программны
средств.
Разработка
и внедрение такой сложной человеко-машинной системы, особенно в условиях
реформирования электроэнергетики России требует очень детально и скурпулезно
проработать этапность перехода на новые информационные технологии, так как
«двойное» управление старыми и новыми технологиями может привести к конфликтным
ситуациям.
Анализ изложенных
принципов информатизации показывает, что подход, при котором каждое
подразделение может решать «свои» задачи информатизации независимо –
невозможен.
Слишком много вопросов
необходимо решать с позиций Единой энергетической системы.
Именно поэтому первым и
очень важным и ответственным шагом является разработка «Концепции информатизации электроэнергетики России».
«Концепция
информатизации электроэнергетики России» должна содержать следующие основные
разделы:
1
Цели и задачи разработки.
2
Состав и структура технологического управления (ТУ) в РАО ЕС.
3
Основы ТУ электроэнергетики России.
4
Функции ТУ электроэнергетики России (по направлениям, по уровням, по
подсистемам).
5
Принципы информатизации ТУ электроэнергетики России.
6
Административная и структурная архитектура информационной системы ТУ электроэнергетики
России ( определяюще единое информационное пространство).
7
Средства информационной системы ТУ электроэнергетики России
(аппаратные, программные)
8
Интегрированные распределенные базы данных и подсистемы
9
Основные этапы и направления работ по созданию информационной системы ТУ
электроэнергетики России.
10 Общая оценка затрат на техническое
оснащение информационной системы ТУ электроэнергетики России.
Заключение
На
основании изложенного можно утверждать следующее:
1)
Необходимо существенно повысить темпы информатизации электроэнергетики России.
2)
Разработка «Концепции информатизации электроэнергетики России» является важным
этапом развития электроэнергетики России.
Конечно,
перед началом разработки необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Кто должен быть Заказчиком
«Концепции информатизации электроэнергетики России» ?
2. Кто может быть разработчиком
«Концепции информатизации электроэнергетики России» ?
Учитывая, что
электроэнергетика любой страны является одной из составных частей ее
безопасности, а информатизация определяет основные положения управления
электроэнергетикой, главным заказчиком
должны быть структуры государственного управления. Ведь коммерческий подход,
положенный в основу работы Федеральной сетевой компании (ФСК); Системного
оператора центра диспетчерского управления (СО-ЦДУ); Администратора торговой
системы (АТС); Генерирующих электроэнергетических компаний(ГЭК), основан в
первую очередь на корпоративной экономической эффективности.
Изучение международного
опыта показывает, что при решении проблемных задач, касающихся национальных
интересов, используется научный потенциал университетов. Именно ученые, а не
сотрудники корпораций могут предложить наиболее объективные решения для
концепции информатизации. Безусловно, предложенные решения должны пройти
широкое и многоступенчатое обсуждение с участием всех заинтересованных сторон.
Литература
1. «Основные направления
реформирования электроэнергетики Российской Федерации», 2001 г.
2. Постановление Правительства РФ от
11 июля 2001 г. № 526).
3. Федеральный закон «Об
электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ.
4. Концепция Стратегии ОАО РАО ЕЭС
России на 2003 – 2008 гг. «5+5».
5. Абросимов Л.И. Интегральная
информатизация электроэнергетики России – императив времени. Сборник трудов
Второй международной научно-практической конференции «Исследование, разработка
и применение высоких технологий в промышленности». Т.5. Высокие технологии,
фундаментальные и прикладные исследования, образование. стр. 4-6
Санкт-Петербург, Изд-во Политех. ун-та, 2006.
6. Абросимов Л.И., Серебрянников
С.В., Шакирзянов Ф.Н. Принципы информатизации технологического управления
электроэнергетики России. Международный форум информатизации МФИ-2005. Труды
Международной научно-технической конференции «Информационные средства и
технологии» 18-20 октября 2005 г., том 3, стр 149-152 – М.:Янус-К, 2005.