BC/NW 2006, №2, (9) :3.1

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КИС ВУЗА

 

Конин А.Л., Лемешко М.В.

(г. Москва, Информационно-Вычислительный Центр Московского Энергетического Института (Технического Университета), Россия)

 

Рассматривая сегодня вопросы создания и использования корпоративной информационной системы (КИС) вуза, мы должны прежде всего сознавать тот факт, что специализированные системы являются ядром единой информационной среды,  которая реально предоставляет средства общения преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов для решения основных задач учебного заведения. Специализированные системы – это инструменты организационного обеспечения образовательного процесса, научно-исследовательской и конструкторской работы, административно-финансовой деятельности, где в ходе реализации бизнес-процессов создаются факты, которые через единую среду используются всеми членами коллектива.  В докладе рассматриваются методологические вопросы распределения функций, реализуемыми программными комплексами специализированных информационных систем, Портала вуза и общеуниверситетской системы электронной почты (ОСЭП). В МЭИ (ТУ)  имеется опыт взаимодействия специализированных комплексов и средств информационной среды уже в течение ряда лет, о котором говорится в отдельном сообщении. 

На сегодняшний день перед многими крупными и средними предприятиями, в том числе вузами, стоит вопрос, каким образом успешно решить задачу комплексной информатизации, что выбрать для автоматизации бизнес-процессов предприятия – одну из промышленных ERP-систем или систему, разрабатываемую под заказ.

Некоторые крупные предприятия России используют серийные системы, однако до сих пор подход к расчету окупаемости внедрения таких систем вызывает много вопросов. Некоторые прибегают к помощи сторонних разработчиков и нередко остаются не удовлетворены, сталкиваясь с большим количеством недоработок в системе. Стоит ли тратить время на доработку и адаптацию готовой системы или проще автоматизировать предприятие системой, разработанной самостоятельно «под заказ»?

Ниже приведены некоторые аргументы в пользу тех и других.

Серийные системы.

Плюсы:

1.     Серийная ERP-система разрабатывается, совершенствуется и оптимизируется опытными специалистами в течение многих лет. В разработке участвует огромный штат сотрудников. Система обкатывается на многих предприятиях. Это значит, что риски ошибок в системе сведены к минимальному проценту.

2.     В серийные системы заложены специальные настройки и довольно сложные алгоритмы. Хотя, маркетологи часто лукавят, пытаясь навязать руководству мнение, что собственные специалисты предприятия никогда не смогут повторить что-либо подобное.

3.     Серийные системы обычно кроссплатформенны, а это значит, что могут работать с различными системами управления базами данных (СУБД).

4.     Как правило, отсутствует необходимость в содержании на своем предприятии полноценной своей команды программистов-разработчиков.

Риски:

1.     Высокая стоимость системы. Согласиться на внедрение дорогой серийной системы, заранее зная об огромном потенциальном риске провала, – решительный шаг. Ведь стандартная конфигурация (а в большинстве случаев так и есть) может не подойти предприятию, а тогда придется  переделывать, оптимизировать систему, что приводит к выходу за все доступные бюджетные рамки.

2.     Необходимость перестройки бизнес-процесов предприятия под функционал заложенный в системе.

3.     Кроссплатформенность требует больших аппаратных ресурсов, ввиду отсутствия использования различных методов оптимизации в конкретных СУБД.

4.     Перед внедрением системы необходимо навести абсолютный порядок в бизнес-процессах и учете на предприятии. В противном случае, система даст не положительные, а отрицательные результаты. Впрочем, это правило действует для всех типов систем. Просто в случае использования серийных систем риски «неокупания» затрат, в случае беспорядка на предприятии, удваиваются.

5.     Избыточность функциональных возможностей и усложнённость интерфейсов системы (здесь принцип «чем больше, тем лучше», увы, не срабатывает);

6.     Дефицит компетентных обслуживающих специалистов по выбранной системе.

Заказные системы.

Плюсы:

1.     Собственная ERP-система или корпоративная информационная система (КИС), написанная по правилам разработки крупных программных проектов, обычно требует в 2-3 раза меньше затрат аппаратных ресурсов, при этом работает производительней, чем серийная так как не содержит обработку ненужных функций, настроек, лишних таблиц и файлов. Собственная ERP-система - звучит существенно, но называться так она лишь вправе, если на ее разработку ушел не один человеко\год, к ней есть описание, и она уже находится в успешной эксплуатации.

2.     Современные средства разработки систем таких как .NET, современные СУБД существенно уменьшают время на разработку собственных решений и своей функциональностью и сервисами многие задачи решают за разработчика.

3.     Обычно при использовании самодельной системы не возникает проблем настройки и адаптации. Возможности подстройки бизнеслогики под особенности конкретного предприятия полно реализованы в программе. Кроме того, система включает в себя только то, что нужно, и больше никаких лишних модулей!

4.     Фактическое отсутствие технических ограничений при разработке; Возможность любой интеграции с любым приложением уже на стадии разработки.

5.     Низкая стоимость системы, особенно при заказе большом количестве рабочих мест.

6.     Возможность поэтапного ввода в эксплуатацию отдельного функционала, решающего определенный круг задач автоматизации бизнес-процессов.

Риски:

1.     Не каждая IT-компания или IT-отдел способны разработать качественную систему. Как это ни печально, но нередко айтишники, пользуясь безграмотностью руководства, просто хотят легких денег и предлагают не собственные, а самопальные, абсолютно бездарные системы.

2.     Вероятность неудачного внедрения у системы, написанной с нуля весьма велика. Особенно, если система еще не проходила тестирования в реальных условиях. Уровень функциональности у такой системы заранее предсказать достаточно сложно.

3.     Длительность первого цикла разработки программы.

4.     Зависимость от команды разработки.

Между двумя системами существует промежуточный вариант – построение своей функциональности на базе какой-либо системы с использованием встроенного языка разработки. В этом случае, быстрее решается задача разработки своих функциональных решений. Но появляется зависимость от поставщика системы, ведь разработанное приложение будет функционировать на какой-либо версии. И не факт, что при выходе новых релизов многое не придется переделывать.

Немногие вузы идут по пути покупки дорогостоящих решений. Большинство же вузов решает проблему информатизации своими силами, так как, несмотря на ограниченный бюджет, в вузах всегда есть энтузиасты, готовые реализовать отдельные задачи, есть студенты, готовые участвовать в проектах для получения практического опыта разработки.

 

Уникальность ситуации в МЭИ (ТУ) заключается в том, что в ИВЦ МЭИ (ТУ) работает высокопрофессиональная команда, занимающаяся вопросами информационной поддержки вуза более 15 лет, а также выполняющая проекты заказной разработки для других организаций.

Если в 90-е годы отдельные задачи были автоматизированы на соответствующем тому времени технологическом базисе, то в начале нового тысячелетия появились принципиально новые среды разработки и технологии, позволяющие реализовать полноценную интегрированную распределенную информационную систему – КИС вуза.

На данный момент в МЭИ (ТУ) функционирует КИС вуза в неполном варианте – реализована системообразующая компонента – интегрированная распределенная информационная система обеспечения образовательного процесса, а также интегрированная с ней единая образовательная информационная среда, включающая общеуниверситетскую систему электронной почты и Портал вуза. Кроме того, как отдельные блоки реализованы приложения, реализующую функциональность:

1.     Подсистема кадров преподавателей и сотрудников;

2.     Подсистема Аспирант;

3.     Сессия;

4.     Система оформления документов о высшем образовании;

5.     Подсистема составления и публикации расписания;

6.     Система приемной и экзаменационной комиссии;

7.     Бухгалтерия;

8.     Система расчета заработной платы;

9.     Документооборот.

Между этими системами реализована интеграция по данным.

В настоящее время руководством вуза осознана задача реализации полноценной КИС, предназначенной для информационной поддержки и управления административной, финансовой, учебной и научной деятельностью. Для решения этой задачи проведены следующие работы: 

1.     Анализ категорий пользователей (заинтересованных подразделений) и их ключевых потребностей,

2.     Функциональная декомпозиция системы,

3.     Разработка общей информационной модели системы,

4.     Разработка архитектуры решения и выбор платформы реализации.

В результате проведенного анализа выявлено, что с точки зрения функциональности в существующем решении не реализованы следующие основные блоки:

1.     Управление финансово-экономической деятельностью;

2.     Планирование учебного процесса.

Выбору платформы реализации посвящен доклад «Вопросы применения современных технологий построения информационных систем от Microsoft при реализации КИС вуза».

Таким образом, поставленная задача может быть решена оптимальным образом за счет собственной разработки заказной КИС. При этом вуз получает все рассмотренные выше плюсы, а риски сведены к минимуму за счет того, что задача не решается с нуля и команда имеет опыт внедрения подобных решений и владеет необходимыми технологиями.