Russian Language English Language

14. Обучающие системы

14.1 ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ СНИЖЕНИЯ НАГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ БЕЗ УМЕНЬШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ДИАГНОСТИРУЕМОСТИ ГРАФА В СИСТЕМЕ ВЗАИМНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.

14.2 РЕСУРСЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ–ПОРТАЛА "РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

14.3 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

14.4 НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФИЛЯ СТАНДАРТОВ И СПЕЦИФИКАЦИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД ДЛЯ УРОВНЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

14.5 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

14.6 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ IT-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

14.7 МЕТОДОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ В «ОБЩЕМ» ВИДЕ И ЕЕ КОМПЬЮТЕРНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ НА БАЗЕ МНОГОСЛОЙНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ФАЙЛОВ.

14.8 ПЕРСПЕКТИВЫ ИТ-ПОДГОТОВКИ НЕПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДЛЯ МЭИ


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2007, Номер 2 ( 11)



Place for sale
Методика исследования производительности сетевых узлов

BC/NW 2007, №2, (11) :14.2

РЕСУРСы ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ–ПОРТАЛА "РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", как фактор повышения качества образования

Е. Г. Гридина, Л. К. Радионова

(Москва, ФГУ ГНИИ "ИНФОРМИКА", ГОУВПО "Московский энергетический институт (технический университет)", Россия)

В 2007 г. планируется введение в учебный процесс нового поколения государственных образовательных стандартов /1/, ориентированных на гарантии качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности. Одними из главных факторов формирования качества образования являются технология образования (последовательность формирования профессионального сознания) и информационно–методическое обеспечение учебного процесса. Технология образования определяет технологическую диверсификацию современного образования и включает: технологию презентации и представления знаний; технологию практического тренинга; информационно-компьютерные технологии, технологии самообразования; технологии контроля знаний. Все эти факторы глубоко взаимосвязаны. Так компьютеризация образования позволяет изменить не только информационно–методическое обеспечение учебного процесса, но и действующую методику образования. Мощнейшим средством, поддерживающим компьютеризацию образования, являются информационные ресурсы федеральных образовательных Интернет–порталов, и в первую очередь федеральный портал "Российское образование" (Рис. 1.).

Общесистемный портал «Российское образование» является одним из 17 федеральных Интернет–порталов и содержит следующие категории информационно-образовательных ресурсов /2/:

-         базы данных метаописаний образовательных ресурсов (сетевых Интернет-ресурсов, печатных изданий, электронных изданий на CD/DVD носителях), рубрикаторы, каталоги и поисковые системы на их основе;

-         собственные (размещенные на серверах портала) информационно-образовательные ресурсы (учебники, учебные пособия, задачники, методические руководства, справочники, системы тестирования, энциклопедии, базы данных, электронные архивы документов, образовательных стандартов, учебных программ и т.д.);

-         системы интерактивных сервисов (форумы, гостиные, конференции, рейтинги);

-         системы формирования и распространения новостной информации.

Рис. 1. Главная страница портала "Российское образование"

 

Базовой организацией, обеспечивающий создание, сопровождение и развитие портала "Российское образование" является Федеральное Государственное учреждение научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика").

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" создана по заказу Федерального агентства по образованию в 20005–2006 гг. как продолжение работ по развитию системы федеральных образовательных порталов. ИС "Единое окно" представляет свободный доступ к электронной библиотеке учебно–методических материалов и к интегральному каталогу образовательных Интернет–ресурсов для общего и профессионального образования (Рис. 2.)

 

Рис. 2. Главная страница ИС "Единое окно"

 

Основными компонентами ИС "Единое окно" являются: каталог образовательных Интернет–ресурсов; открытая электронная полнотекстовая  библиотека учебных и учебно-методических материалов для общего и профессионального образования; глоссарий образовательных терминов; подсистема новостей образовательной тематики.

В разделе "Библиотека" представлено более 11 000 учебно-методических материалов. Основная часть учебно-методических материалов разработана и передана в библиотеку федеральными образовательными порталами, ведущими университетами и ВУЗами России, а также издательствами, отдельными преподавателями и авторами.

В ИС "Единое окно" представлена единая система рубрикации, возможен как совместный, так и раздельный поиск по ресурсам "Каталога" и "Библиотеки": по названию, автору, аннотации, ключевым словам с возможной фильтрацией по тематике, предмету, типу материала, уровню образования и аудитории.

Поэтому сегодня необходимо проводить обучение с работой на федеральном портале "Российское образование" и в том числе в ИС "Единое окно", как преподавателей, так и студентов, подготовив необходимое учебно–методическое обеспечение. Для преподавателей следует организовывать курсы повышения квалификации. Ознакомить студентов с работой на федеральном портале "Российское образование" можно в учебных дисциплинах: основы сетевых информационных технологий, компьютерный практикум, введение в специальность, практика и др. /3/.

Основным методическим обеспечением учебного процесса является учебно–методический комплекс (УМК), содержащий рабочую учебную программу, конспект лекций или учебное пособие, методические указания на выполнение курсовой работы или проекта, задания для практических занятий, контрольные тесты и др. УМК должны использовать все соответствующие ресурсы, имеющиеся на Интернет–порталах в открытом доступе через систему гиперссылок. Использование Интернет–ресурсов в рабочих программах по дисциплинам как в тексте программы, так и в библиографическом списке качественно повышает содержание обучающей части программ.

Все эти мероприятия делают самостоятельную работу студентов намного эффективнее и могут быть использованы для всех видов обучения (очное, очно-заочное, дистанционное образование).

Создание УМК достаточно трудоемко и требует больших затрат. Использование ресурсов федерального портала "Российское образование" как значительно сокращает объем работы, так и обеспечивает высокий содержательный уровень, что в итоге повышает качество образования.

Литература

1.     Решение Коллегии Министерства образования и науки от 31.01.2007 "О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования".

2.     А. Д. Иванников, М. Б. Булгаков, Е. ,Г. Гридина, И. И. Чиннова Об организации доступа к ресурсам образовательных порталов. Доклады международной научной конференции "Информационные технологи и телекоммуникации в образовании и науке" 19–26 мая 2006г. Турция.

3.     Л. К. Радионова Использование ресурсов федеральных образовательных интернет–порталов в учебном процессе Доклады международной научной конференции "Информационные технологи и телекоммуникации в образовании и науке" 15–22 мая 2007г., Турция.