BC/NW 2007, №2, (11) :14.3
роль информационных технологий в
поддержке и развитии отечественной системы образования
Мелькина М.К.
(«ФОРС-Центр разработки», Москва,
Россия)
Изменения в образовательной сфере происходят и на
федеральном, и на межвузовском, и на внутривузовском уровне, такие как:
изменение подходов к организации процесса обучения, оценке его результатов,
вхождение России в Болонский процесс, формирование системы непрерывного
образования и т.д.
Компания «ФОРС-центр разработки» является сертифицированным
мастер-партнером корпорации Oracle и активно развивает
направление, связанное с информатизацией процесса образования.
ФОРС тесно сотрудничает с поставщиками IT-решений,
вузами страны, учреждениями в сфере подготовки кадров и научно –
исследовательскими институтами (ГНИИ ИТТ "Информика", Национальный
Фонд Подготовки кадров, Федеральное агентство по образованию Российской
Федерации и др.).
В основе решений
по построению и сопровождению информационных систем автоматизации деятельности
образовательных учреждений компания придерживается следующих подходов:
q
Вузам нужны гибкие системы, способные поддерживать инновационные
процессы вуза и легко настраиваться в соответствии с изменениями в его
деятельности.
q
Масштаб информационной системы должен соответствовать масштабу
вуза: для крупных вузов со сложной структурой необходимы интегрированные
информационно-управляющие и информационно-аналитические системы с модульной
архитектурой.
q
Информационная система для вуза должна органично вписываться в
существующую ИТ-инфраструктуру.
q
Основой информационной системы является интеграционное ядро,
позволяющее создать единое информационное пространство вуза, в котором
гармонично сосуществуют и эффективно взаимодействуют ранее внедренные и новые
программные системы.
q
На базе целостной информационной картины деятельности
образовательных учереждений должны создаваться эффективные решения для
информационной поддержки принятия решений.
q
Должна быть обеспечена ИТ-поддержка процессов межвузовского
взаимодействия, а также информационно-аналитическая поддержка потенциальных
потребителей образовательных услуг и партнеров вуза.
q
Оптимизация ИТ-стратегии вузов (особенно имеющих сложную
территориально-распределенную структуру) может быть достигнута за счет создания
внутривузовских/ межвузовских хостинговых центров, что позволило бы
образовательным учреждениям (или их подразделениям) выступать не в качестве
владельцев, а в роли арендаторов компонентов ИТ-инфраструктуры.
Для информатизации образовательных учреждений компания ФОРС
предлагает, помимо готовых решений и инструментов, основанных на технологиях Oracle и позволяющих управлять всеми аспектами деятельности
ОУ, также и отраслевые решения, учитывающие специфику сферы образования и
подготовки кадров. К ним относятся система моделирования и управления учебным
процессом S&M_ART_UNIVERSITY, система управления хранилищем данных, в том
числе цифровыми образовательными ресурсами - ЭЛАД, решения по построению
корпоративных интернет-решений на платформе Oracle Application Server Portal и корпоративная система
управления обучением на базе Oracle Learning Management
ВУЗы все больше занимаются разработкой и реализацией в
учебном процессе инновационных образовательных программ, расширением спектра
оказываемых вузом образовательных услуг.
S&M_ART_UNIVERSITY является процессно-ориентированным
решением и базируется модельной архитектуре MDA (Model Driven Architecture), в
которой вначале создается модель, а на ее базе — собственно автоматизированная
система.
Решение включает 2 составляющих:
1. Интегрированную
модель деятельности вуза.
2. Унифицированный
программно-технологический комплекс, позволяющий на основе модели создать
уникальное интегрированное решение для конкретного вуза.
S&M_ART_UNIVERSITY позволяет моделировать и далее
поддерживать в информационной системе различные способы организации учебного
процесса — и традиционные, и инновационные, различные формы обучения (включая
дистанционную).
Создание интегрированной
автоматизированной системы ОУ согласно предлагаемому в S&M_ART_UNIVERSITY
подходу происходит в два этапа:
1. Конструирование/моделирование
a. Создание
модели деятельности ВУЗа;
b. Создание
модели существующей ИТ-инфраструктуры ВУЗа;
c. Сопоставление
модели ИТ-инфраструктуры и модели деятельности ВУЗа с целью определения
целесообразности включения эксплуатируемых систем в единую интегрированную
систему и выделения процессов, подлежащих автоматизации.
2. Конструирование
программной системы на основании модели, созданной на первом этапе.
a. Автоматическая
генерация на основании модели следующих компонентов ядра системы:
·
метаописание хранилища данных о деятельности ВУЗа;
·
объектно-ориентированное хранилище данных деятельности ВУЗа;
·
прототип информационной системы, поддерживающий деловые процессы
ВУЗа.
b. Адаптация
прототипа ИС;
c. Интеграция
с созданным ядром прочих компонентов, автоматизирующих отдельные направления
деятельности ВУЗа.
Предлагаемый в S&M_ART_UNIVERSITY подход был разработан
в первую очередь для динамично развивающихся вузов с высоким уровнем
инновационности, стремящихся повысить свой рейтинг за счет предложения более
качественных и нетрадиционных образовательных услуг, освоения новых направлений
и форм обучения, реализации системы непрерывного образования, внедрения системы
менеджмента качества, интеграции в межвузовское информационное пространство.
Интегрированная автоматизированная система S&M_ART_UNIVERSITY
интегрируется с корпоративной системой управления обучением Oracle Learning Management (OLM). OLM
представляет собой эффективное, интегрированное, масштабируемое
Интернет-решение, для управления процессами обучения в удобное время и в
удобном месте, входящее в состав решения корпорации Oracle
для управления бизнесом Oracle e-Business Suite.
Система управления
обучением Oracle Learning Management:
·
Охватывает все стадии процесса обучения: составление курсов,
планирование учебного процесса, доставку слушателям курсов и других необходимых
материалов, контроль и анализ прохождения обучения.
·
Предлагает новый взгляд на корпоративное обучение, предполагающий
полную поддержку как классического очного обучения в аудитории, так и
дистанционного обучения с использованием электронных курсов.
·
Предоставляет обучающимся и администраторам учебных курсов
возможность полностью самостоятельной работы через Web-интерфейс, что повышает
эффективность обучения и помогает значительно сократить финансовые издержки
образовательного процесса в организации.
·
Интегрируется в процесс управления персоналом, так как использует
самую разнообразную информацию для подготовки и проведения обучения
сотрудника.
·
Предоставляет возможность персонализации обучения. Для каждой
группы слушателей и для каждого отдельного слушателя может быть спроектирован
индивидуальный план обучения. Слушатель, минуя классический процесс обучения и
передачи знаний, получает возможность оперативного общения с экспертом в нужной
области и немедленного получения требуемой информации.
Спасибо за внимание. Надеемся, что обмен опытом и знаниями
позволит лучше понять роль и место информационных технологий в поддержке и
развитии отечественной системы образования.