BC/NW 2007, №2, (11) :14.5
Организация управления доступностью
информационных ресурсов в системах электронного обучения
Ю. А. Тэлль
(Москва, Московский энергетический
институт (Технический университет), Россия)
В последние годы электронное обучение как форма
образовательного процесса развивается всё более активно. Электронное обучение представляет
собой разные формы и способы обучения на основе информационных и
коммуникационных технологий. Эффективность электронного обучения зависит в
значительной степени от доступности информационных ресурсов (ИР).
Под доступностью понимается степень соответствия
компьютерного средства обучения требованиям и предпочтениям пользователей,
связанными с представлением информации и взаимодействием с ней, а также
способность компьютерного средства обучения (КСО) адаптироваться к этим
требованиям и предпочтениям. Доступность определяется гибкостью КСО, а также
наличием соответствующих эквивалентных образовательных ресурсов. Под гибкостью
КСО понимаются:
-
типы представления информации;
-
вариативность методов управления КСО;
-
различные режимы доступа и поддержки пользователя.
У человека можно выделить требования и предпочтения по
доступности ИР, обусловленные пятью основными особенностями, связанными с
использованием компьютера: проблемы со зрением, слухом, моторикой, речью и
когнитивные особенности. Необходимость учета характеристик доступности
обусловлена тем, что её низкий уровень в определенном количестве случаев
исключает возможность использования ресурса определенными категориями
пользователей, т.е. фактически исключает их из процесса обучения.
Эффективная система электронного обучения (а в общем случае
– информационно-образовательная среда) должна воплощать развитые механизмы
управления доступностью, обеспечивающие предоставление каждому
учащемуся/пользователю ИР, соответствующие/адаптированные к его ограничениям и
предпочтениям, а также характеристикам среды применения.
Под управлением доступностью понимается:
1.
формирование профилей учащихся, содержащих их требования, ограничения и
предпочтения;
2.
формирование описаний характеристик доступности ИР;
3.
наличие механизмов оценивания доступности ИР;
4.
доступную реализацию ИР и информационно-образовательных сред.
Общая схема управления доступностью КСО представлена на
рисунке.
Для описания предпочтений пользователя по доступности
(профиль учащегося) используются различные программы-менеджеры профилей. Данные
средства позволяют формировать профили пользователя со спецификацией его
ограничений и предпочтений по доступности. В программах-менеджерах может быть
сформировано несколько различных профилей для одного пользователя, что
позволяет управлять доступностью КСО для пользователя при его работе в
различных ситуациях.
Описание характеристик доступности КСО в формальном виде
является грамотной технической реализацией ИР. ИР может стать доступным только
тогда, когда его характеристики доступности однозначно описаны в метаданных.
Это позволяет построить эффективный поиск и отбор КСО по запросу пользователя.
Для реализации функций поиска и отбора необходимы
соответствующие алгоритмы. Алгоритмы поиска могут быть реализованы формально,
пошагово сравнивания данные запроса пользователя с характеристиками КСО. Отбор
КСО может осуществляться при помощи нечетких оценок, в случаях, когда
существует не однозначно отвечающий заданным требованиям ИР, а ряд ИР, которые
в той или иной степени соответствуют запросу. Реализация системы поиска и
отбора КСО позволяет пользователю получить доступ к именно тем обучающим ресурсам,
которые соответствуют его требованиям и предпочтениям по доступности, что, в
свою очередь, позволяет повысить эффективность обучения.
Для более полного представления управления доступностью КСО
необходимо детализировать процессы, относящиеся к управлению доступностью:
1) анализ ИР,
особенностей аудитории и выбор способов/технологий обеспечения доступности;
2) описание
характеристик доступности ИР;
3) тестирование/оценивание
доступности ИР (разработчиком на этапах создания/сертификации ИР);
4) описание ограничений/предпочтений
пользователей и особенностей среды применения – формирование профилей учащихся;
5) тестирование/оценивание
доступности ИР применительно к конкретным условиям применения (профилю
учащегося);
6) выбор
доступных ИР, адаптация ИР для обеспечения доступности в конкретных условиях.
Перечисленные процессы можно представить следующей наглядной
схемой:
Разработка
ИР
|
Применение
ИР
|
I. Моделирование доступности
|
процесс
2
|
процесс
4
|
II. Оценивание
доступности
|
процесс
3
|
процесс
5
|
III. Выбор и реализация
способов обеспечения доступности
|
процесс
1
|
процесс
6
|
В данной схеме все процессы соотнесены с двумя контекстами:
разработка ИР и применение ИР. Кроме того, процессы объединены в три класса (I, II, III),
отражающие этапы реализации управления доступностью.
Для формального описания характеристик доступности
разработаны методики описания и оценивания доступности информационных ресурсов
учебного назначения, предназначенных для использования в системах электронного
обучения. Разработанные методики базируются на основе современных Internet-технологий и стандартных технических решений,
развиваемых ведущими профессиональными консорциумами, такими как W3C (платформа XML,
модель RDF, разработки WAI, язык
EARL и др.), IMS
(руководство IMS Accessibility Guide),
IEEE (модель метаданных для ИР сферы образования LOM), ADL (концепция образовательных
объектов и модульных электронных ресурсов SCORM),
проект стандарта модели метаданных информационных ресурсов сферы образования
России RUS_LOM.
Применение предложенного подхода к управлению доступностью обеспечивает
эффективность реализации доступных систем электронного обучения и
информационно-образовательных сред разного масштаба и принадлежности.