BC/NW
2007, №2, (11) :14.6
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ IT-ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Слепнева М.А., Григорян Д.Д.
(Московский Энергетический Институт,
кафедра Английского языка-1)
Бесспорные преимущества новых технологий, такие как возможность
непосредственного общения при помощи компьютерной связи с реальным
преподавателем-профессионалом и с другими сокурсниками, а так же индивидуальный
подход к каждому студенту высоко оценены во всем мире и широко применяются в
учебном процессе. Информационные технологии позволяют существенно изменить
традиционную методику преподавания, сделать ее более эффективной, приблизить к
атмосфере обучения в стране изучаемого языка. У преподавателей появляется
возможность значительно повысить эффективность обучения, сделать студентов
активными участниками учебного процесса и сформировать у них навыки самостоятельной
учебной деятельности. Бесспорно, творческий потенциал каждого – индивидуален,
раскрыть и развивать его – задача современного преподавателя, желающего расти и
совершенствоваться вместе со своими учениками. Новые
информационно-коммуникативные технологии способствуют созданию принципиально
новой модели учебного процесса и открытого информационно-образовательного
пространства, в основу которого положен принцип совместной творческой
деятельности обучаемого и обучающего.
В 2006-2007 учебном году студентам первого, второго и
третьего курсов экономических специальностей Гуманитарно-Прикладного Института
был предложен новый учебный план изучения английского языка. Целью плана
ставилось развитие коммуникативной деятельности учащихся и практического
владения иностранным языком, то есть овладения навыками говорения и
аудирования. Кроме традиционных занятий-семинаров по учебнику, основной акцент
был сделан на использование лингафонного кабинета с целью активной отработки
произношения, интонации диалогической и монологической речи. Безусловным
преимуществом предложенного процесса обучения была работа в режиме он-лайн.
Схема и процесс дистанционного обучения показаны ниже:
Благодаря этому, у преподавателя, постоянно контролирующего
работу каждого студента, есть возможность проверить, исправить письменные
упражнения учащихся непосредственно со своего рабочего места, а так же
объяснить допущенные ошибки и выявить слабые места знаний, за счет чего
достигается индивидуальный подход.
Программное обеспечение REWARD было выбрано не случайно.
Помимо того, что оно разработано специально для взрослых и подростков, оно
позволяет провести обучающегося через все стадии изучения языка: от уровня
начального знакомства до профессионального владения. Данный аспект был очень
важным при выборе программы, т.к. процесс обучения студентов английскому языку
на экономическом факультете ГПИ длится 3 года и является многоуровневым. Помимо
большого количества грамматических упражнений, программа снабжена словарем
активной лексики и грамматическим разделом, что помогает студентам быстро
вспомнить тот или иной аспект. Все диалоги, примеры слов, предложений, абзацев
и т.п. записаны носителями языка. Есть возможность отрабатывать свое
произношение, сверяя его с произношением носителя языка при помощи специального
средства графического представления звука.
Контроль выполнения грамматический упражнений выполнялся
непосредственно программой, что отражалось в итоговом отчете успеваемости. В
любой момент учащийся мог обратиться к данному отчету и самостоятельно повысить
свой результат. В свою очередь преподаватель может корректировать работу
обучаемого и темп прохождения материала.
Студенты, проходившие обучение в лингафонном кабинете
оказались практически полностью готовыми к восприятию информации с точки зрения
начальной компьютерной подготовки (даже студенты первого курса, не проходившие
компьютерную подготовку в институте). Согласно устному опросу учащихся
преподавателями 100% учеников имеют в домашнем использовании компьютеры и 98%
имеют доступ в Интернет. Поэтому работать с программой студентам, по наблюдению
преподавателей было достаточно легко и понятно, что позволило практически не
уделять время техническим моментам, а эффективно погрузиться в изучение
английского языка с использованием Интернет-технологий.
Кроме тестовых работ, регулярно проводившихся в течение
семестра, на зачетной недели было проведено анкетирование (Рис. 1), в
результате которого, в целом, обучающимися было высказано не только
положительное отношение к предлагаемому учебному курсу, но и желание продолжать
обучение в лингафонном кабинете в следующем семестре.
|
|
|
|
|
|
Рис. 1 Результаты
анкетирования студентов, проходивших обучение в лингафонном кабинете
|
С точки зрения преподавателей, участвовавших в учебном
процессе и наблюдавших его со стороны, было отмечено, что данная методика
позволяет значительно разнообразить набор приемов обучения языку, сделать
учебный процесс интереснее и для учащихся, и для себя. Используя новые
информационные технологии можно превратить немного наскучившие традиционные
аудиторные занятия в интересный, увлекающий и увлекательный вид учебной деятельности.
Не следует забывать, что основные специальности студентов ГПИ далеки от
лингвистических, что часто подтверждается их слабым интересом к языковым
дисциплинам, однако, IT-технологии являются новым
мощным стимулом, особенно актуальным в условиях неязыкового вуза.
Конечный результат, безусловно, зависит от усердия студента,
организованности, осознания необходимости учиться, стремления преуспеть в
учебной и профессиональной деятельности. Однако воссоздание живого реального
общения в учебной обстановке – это задача преподавателя. На наш взгляд, сочетание
традиционных методик с современными дает наилучший результат – создание
англоязычной среды, в которой должны были “функционировать” студенты.