Russian Language English Language

17. Обучающие системы

17.1 АРБИТР В СИСТЕМЕ ВЗАИМНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2008, Номер 1 ( 12)



Place for sale
В

 

 

 

 

АРБИТР В СИСТЕМЕ ВЗАИМНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

 

В.А. Пудов, В.А. Афонин

 

(Москва, Московский энергетический институт(технический университет), Россия)

 

 

 

 

Система взаимной проверки знаний (СВПЗ) с подключением арбитра предназначена для проведения контроля уровня подготовленности группы учащихся.  Взаимная проверка состоит в оценивании ответа отдельного учащегося несколькими его коллегами (самопроверки исключаются).  По результатам этих оценок выдается заключение о состоянии каждого учащегося (знает, не знает). Для разрешения спорных ситуаций привлекается арбитр (преподаватель), то есть данная система позволяет перенести часть функций преподавателя на самих учащихся, уменьшая его нагрузку [1].  Кроме того, для системы снимаются ограничения на класс тестовых задач (использование открытых вопросов).

В СВПЗ возможно появление враждебных учащихся, то есть таких, которые верно ответили на свое тестовое задание, но при проверке своих коллег оценки поставили произвольно [3].  Таким образом, в СВПЗ, в отличие от технических систем, могут присутствовать как неисправные, так и враждебные вершины, образующие в совокупности множество ненадежных учащихся системы.

Для расшифровки синдрома графа применяются различные алгоритмы [1,2], позволяющие однозначно и правильно определить состояние каждого учащегося.  Однако в ряде случаев может потребоваться подключение арбитра, например, возникновение противоречивой оценки учащегося своими коллегами, признанными надежными.  В этом случае в графе либо присутствует враждебная вершина, либо число ненадежных учащихся превышает показатель диагностируемости графа.  После разрешения спорной ситуации арбитром расшифровка синдрома продолжается по заданному алгоритму.

Однако заранее неизвестно число ненадёжных учащихся в СВПЗ, поэтому после расшифровки синдрома для контроля следует подключать арбитра на наиболее информативную вершину [1], то есть неисправную вершину, в которую входит наибольшее количество единичных дуг и которую тестируют обучаемые, признанные надежными.

При этом, если известно о высокой подготовленности группы (более 70%), можно не прибегать к контрольной проверке, снизив нагрузку арбитра.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Афонин В.А., Пудов В.А. Проблема византийских генералов при расшифровке синдрома в системе взаимной проверки знаний с арбитром // Международный форум информатизации МФИ-2005.  Труды международной научно-технической конференции «Информационные средства и технологии» – М.: Янус-К, 2005. – С. 80-83.

2.     Афонин В.А., Пудов В.А. Методика выявления ненадежных учащихся в системе взаимной проверки знаний с арбитром // Международный форум информатизации МФИ-2005.  Труды международной научно-технической конференции «Информационные средства и технологии» – М.: Янус-К, 2005. – С. 84-87.

3.     Lamport L., Shostak R., Pease M. The Byzantine Generals Problem // ACM Transactions on Programming Languages and Systems, Vol. 4, No. 3, July 1982, Pages 382-401.