BC/NW 2009; №2 (15):10.3
СТРУКТУРНАЯ
ИНФОРМАТИКА: ЗАДАЧИ РАЗЛИЧЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СХОДСТВА РАСПОЛОЖЕНИЯ ФРАГМЕНТОВ В ГРАФАХ
Кохов В.А., Кохов В.В.
(ГОУВПО «Московский энергетический институт (технический
университет)», Россия)
Структурная информатика – новый раздел информатики актуальный
для изучения студентами в университетах [1]. В докладе выделены задачи
различения расположения и определения сходства расположения фрагментов в графах
и приведены методы их решения. Методы программно реализованы в АСНИ «GMW» и используется в учебном процессе
МЭИ (ТУ) (www.graphmodel.com).
Приведем
формализованную постановку задач различения
расположения фрагментов графа. Пусть G –
обыкновенный граф (G =(V, E), |V|=p, |E|=q).
Обозначим через Âl(G) (Â(G)) множество помеченных
фрагментов (фрагментов) графа G, а
через fi lt, fj ltÎÂl(G) - произвольные помеченные
фрагменты типа t. Задача различения
расположения двух однотипных помеченных фрагментов f lti, f
ltj в графе G определяется следующими
параметрами:
где xt - отношение принадлежности
фрагментов к одной орбите t-группы
(Aut t(G)) автоморфного расположения фрагментов типа t.
Решение задачи DP1 сводится к
установлению истинности утверждения:
t-группа индуцирована группой Aut(G), то есть группой
автоморфизмов вершин графа G. В табл.1 приведены
все автоморфизмы t-группы расположения цепей длины 2 и
орбиты t-группы для графа G (рис.1).
Первым обобщением в разнообразии видов задач DP1
является задача автоморфного разбиения множества фрагментов типа t в графе G с параметрами:
где F lt –
множество помеченных фрагментов типа t,
вкладываемых в G.
Таблица 1.
Все автоморфизмы t-группы
расположения цепей длины 2
Автоморфизмы
|
Цепи длины
2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
g1
|
(1,2,5)
|
(1,2,6)
|
(2,1,3)
|
(2,1,4)
|
(3,1,4)
|
(5,2,6)
|
g2
|
(1,2,6)
|
(1,2,5)
|
(2,1,3)
|
(2,1,4)
|
(3,1,4)
|
(5,2,6)
|
g3
|
(1,2,5)
|
(1,2,6)
|
(2,1,4)
|
(2,1,3)
|
(3,1,4)
|
(5,2,6)
|
g4
|
(1,2,6)
|
(1,2,5)
|
(2,1,4)
|
(2,1,3)
|
(3,1,4)
|
(5,2,6)
|
g5
|
(2,1,3)
|
(2,1,4)
|
(1,2,5)
|
(1,2,6)
|
(5,2,6)
|
(3,1,4)
|
g6
|
(2,1,4)
|
(2,1,3)
|
(1,2,5)
|
(1,2,6)
|
(5,2,6)
|
(3,1,4)
|
g7
|
(2,1,3)
|
(2,1,4)
|
(1,2,6)
|
(1,2,5)
|
(5,2,6)
|
(3,1,4)
|
g8
|
(2,1,4)
|
(2,1,3)
|
(1,2,6)
|
(1,2,5)
|
(5,2,6)
|
(3,1,4)
|
Орбиты t-группы расположения цепей длины 2
|
[(1,2,5),(1,2,6),(2,1,3),(2,1,4)] [(3,1,4),(5,2,6)]
|
Рис. 1. Диаграмма графа, его трансграфа цепей и графа сходства
расположения цепей
Результатом решения задачи DP является
построение орбит Aut t(G).
Следующий вид задачи различения связан с различением расположения
фрагментов f lti, f ltj типа t
относительно выделенного фрагмента f ltk того же типа t. Эта задача определяется
следующими параметрами:
где f lti, f ltj, f ltkÎF l t; x t – отношение принадлежности фрагмента
к одной орбите фиксатора t-группы
относительно фрагмента f ltk. Решением задачи DP2
является
ответ на вопрос, связаны ли f lti и f ltj отношением x t, то есть, принадлежат ли f lti и f ltj к одной орбите фиксатора t-группы относительно f ltk . Обобщением задачи DP2
является задача автоморфного разбиения множества Flt относительно
выделенного фрагмента f ltk с
параметрами:
Обобщением задачи DP1 является задача
различения расположения двух помеченных фрагментов f lt1i, f lt2j разных типов t1 и t2 в графе G. Она определяется следующими
параметрами:
где f lt1iÎF lt1, f lt2jÎF lt2; x t1Ít2 – отношение
вида «некоторый элемент орбиты помеченного фрагмента f lt1i изоморфно
вкладывается в некоторый элемент орбиты помеченного фрагмента f lt2j», то есть
где Q( Aut t(G), f lt )
– орбита f lt относительно t-группы.
Обобщением задачи DP4 является задача
различения расположения всех помеченных фрагментов типа t1 и t2 в графе G:
Заметим, что для решения задач DP4 и DP5 требуется сначала решить
две задачи DP (для фрагментов типа t1 и фрагментов типа t2).
Следующий вид задачи – задачи различения расположения f lt1i, f lt2j относительно выделенного фрагмента f lt2k типа t2
в графе G определяется следующими
параметрами:
где x t1Ít2 – отношение вида «некоторый элемент орбиты расположения f lt1i изоморфно вкладывается в
некоторый элемент орбиты расположения f lt2j относительно фиксатора f lt2k для фрагмента f lt2j, то есть
Её расширением является задача различения расположения всех
помеченных фрагментов типов t1 и t2 относительно выделенного фрагмента f lt2k типа t2 в G с параметрами:
Назовём все поставленные задачи классом задач различения
расположения фрагментов (класс DPF). Заметим, что задача
построения всех помеченных фрагментов графа, то есть поиск канонических
изоморфных вложений фрагмента в граф G принадлежит
классу NPC.
Нетрудно показать, что задачи различения графов
являются частным случаем задач DPF.
Действительно, пусть даны G1 и
G2. Построим граф H=G1ÈG2. Тогда задачи различения G1 и G2 можно рассматривать как
задачи различения расположения фрагментов типов t(G1)
и t(G2) в H.
Следовательно, верны следующие утверждения: (1) DP1 – обобщение задачи распознавания
изоморфизма графов; (2) DP4 –
обобщение задачи распознавания изоморфного вложения графа в граф; (3) Любая
постановка задачи различения графов – частный случай некоторой задачи
различения расположения фрагментов в графе. В табл.2 приведены обозначения
задач, для трех подклассов задач различения, образующих класс инвариантного
ядра задач в структурном спектральном анализе графов, который является
теоретической основой структурной информатики [1]. В инвариантное ядро задач
необходимо включить следующие задачи: (1) канонизация графа с построением
канонической матрицы смежности графа; (2) канонизации представления помеченного
фрагмента графа.
Рассмотрим
основные подходы к решению задач различения расположения фрагментов в
графе. Схема классификации основных подходов к решению задач различения
представлена на рис.2. Алгебраический подход
основан на использовании информации о строении конкретных групп автоморфизмов и
задействует глубокие результаты прикладной теории групп. Используется в
теоретических исследованиях. Переборно-групповой
подход (ПП) использует переборные алгоритмы анализа Aut(G) и t-групп для получения точного
решения задач установления x-эквивалентности. Структурно-характеристический подход (СХП)
использует для различения различные инварианты. Этот подход объединяет
переборные и не переборные методы.
Таблица
2.
Обозначения базовых задач из
инвариантного ядра задач различения
Обозначение
|
Задача (вариант x-эквивалентности)
|
Различение пары графов
|
G1 » G2
|
Изоморфизм G1 и G2
|
G1 ÌS G2
|
Изоморфизм G1 подграфу G2
(вложение в смысле подграфа)
|
G1 Ì G2
|
Изоморфизм G1 подфрагменту G2
|
Различение расположения пары
фрагментов типа t1, t2
|
f1l t » f2 l t
|
Автоморфное расположение f1lt и f2lt ÎF lt(G)
|
f lt1 ÌS f lt2
|
Расположение с вложением f lt1
в f lt2
как подграф
|
f lt1 Ì f lt2
|
Расположение с вложением f lt1
в f lt2 как фрагмент
|
Различение расположения пары
фрагментов относительно фрагмента f
|
f1 lt »f f2 lt
|
Автоморфное расположение f1ltи f2lt ÎF lt(G) относительно f l
|
f lt1 Ì Sf f lt2
|
Расположение с вложением f lt1
в f lt2
как подграф относительно f l
|
f lt1 Ìf f lt2
|
Расположение с вложением f lt1 в f lt2 как фрагмент
относительно f l
|
Под непереборным
понимаем такой инвариант, который для исследуемого класса графов строится за
полиномиальное время. Трансграфовый
подход имеет широкое применение особенно при решении практических задач
различения расположения цепей в графах и путей в сетях. Его основой является ПП,
а методы СХП обеспечивают сокращение перебора на основе использования
определенных видов инвариантов.
Рис. 2. Классификация подходов к решению задач различения графов и
различения расположения фрагментов в графе
Многие результаты, полученные при исследовании СХП,
используются для повышения эффективности алгоритмов построения Aut(G)
(трансграфовый подход), а орбиты t-групп
служат для оценки точности полученных отношений t-эквивалентности.
Он позволил построить методологию иерархического уточнения расположения фрагментов
в графе, а ПП дал предел такого уточнения (орбиты t-групп). Приведем кратко метод, входящий в СХП, для решения задач
различения и определения сходства расположения фрагментов на основе b-моделей
[2]. В табл.3 приведена матричная форма b-модели
для графа G (рис.1), построенная на
основе достройки всех помеченных цепей G до фрагментов G, изоморфных элементам базиса из поддеревьев G.
Таблица 3.
Матрица b-модели и вклады фрагментов
в общую сложность графа
ISC(B)
|
1
|
3
|
9
|
31
|
40
|
Irc(f tj)
|
Irc(f t(c))
|
Irc(f t)
|
Pl
|
P0
|
P1
|
P2
|
P3
|
K1,3
|
3,4,5,6
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
0.054
|
0.2179
|
0.4465
|
1,2
|
1
|
3
|
5
|
4
|
2
|
0.114
|
0.2286
|
13,14,25,26
|
0
|
1
|
2
|
2
|
1
|
0.050
|
0.2035
|
0.3017
|
12
|
0
|
1
|
4
|
4
|
2
|
0.098
|
0.0982
|
314,526
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0.019
|
0.0394
|
0.2071
|
125,126,
213,214
|
0
|
0
|
1
|
2
|
1
|
0.041
|
0.1677
|
3125,3126,
4125,4126
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0.011
|
0.0444
|
0.0444
|
Slw
|
6
|
15
|
36
|
40
|
20
|
117
|
1
|
ISC = 279
|
Sw
|
1
|
3
|
6
|
10
|
10
|
30
|
a(P0)
= 1
|
a(P1) = 1
|
WF
|
6
|
5
|
6
|
4
|
2
|
23
|
a( P2) = 1
|
a(P3) = 1
|
Оценкой точности решения задач DP1
является «чувствительность» инварианта (значений b-модели) a(f lt/B, xt)=NC/NO, где NC – число классов эквивалентного расположенных фрагментов f lt
по значениям b‑модели; NO
– число орбит t-группы. Точное решение задачи DP1 на основе трансграфового подхода требует построения g-модели [2], например трансграфа цепей
(рис.1) и определения орбит вершин в трансграфе цепей. Для получения точного
или приближенного решения задачи DP1 для цепей необходимо
построить b-модель для трансграфа
цепей в базисе B. Чем длиннее базис,
тем точнее результат решения задачи.
Результатом вычисления сходства расположения фрагментов в G будем считать граф попарных расстояний
классов, эквивалентно расположенных фрагментов, то есть фрагментов с
одинаковыми значениями строк матрицы b-модели.
Иерархический анализ все более и более точного сходства расположения классов
фрагментов G включает: (1)
определение попарных расстояний между фрагментами на основе вычисления модуля
разности индексов относительных вкладов (irc(f t(c))) в сложность; (2) определение на
основе метрики Евклида расстояний между расширяемыми по числу элементов базиса
значениями строк матрицы b-модели.
На рис. 1 приведен пример графа сходства расположения
классов цепей.
Предложенные методы программно реализованы в АСНИ «GMW» и используются студентами МЭИ (ТУ) при изучении четырех
дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кохов
В.А. Основы структурной информатики. Тезисы докладов международной конференции
«Информационные средства и технологии» международного форума информатизации
МФИ-98, Т3. Москва, 1998. – С.42-47.
2.
Кохов В.А. Концептуальные и математические
модели сложности графов. М.: Издательство МЭИ, 2002. – 160 с.