BC/NW 2009; №2 (15):12.1
О ПЕРСПЕКТИВАХ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
Позднеев Б.М., Сутягин М.В.
(ГОУ ВПО Московский государственный технологический университет
«Станкин», Россия)
Перспективы развития трансграничного и транснационального
образования, основанного на применении информационно-коммуникационных
технологий и новых форм обучения, в значительной степени зависят от базовых
принципов формирования образовательного информационного пространства на
региональном, отраслевом, национальном и межгосударственном уровнях [1-4]. В
качестве концептуальных основ формирования образовательного информационного
пространства отечественной системы образования, основу которой составляют
информационно-коммуникационная сеть и корпоративная информационная система,
следует рассматривать:
1. Обеспечение
принципа открытости корпоративной информационной системы, мобильности
приложений, сетевой интероперабельности, дружественного отношения к
пользователям, применения открытых спецификаций в области стандартов на
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
2. Формирование
профиля международных стандартов, учитывающего специфику разработки и
применения технологий электронного обучения (e-learning) на основе
использования базовых международных стандартов, разрабатываемых ИСО/МЭК СТК
1/ПК 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке».
3. Разработка
комплекса национальных стандартов по информационно-коммуникационным технологиям
в образовании (ИКТО), гармонизированным с основополагающими международными стандартами и учитывающих
специфику отечественной системы образования.
В перспективном плане наибольший практический интерес
представляет реализация положения, связанного с разработкой и профилированием
требований основополагающих международных и национальных стандартов в области электронного обучения.
Разработку международных стандартов в области электронного
обучения обеспечивает ИСО/МЭК СТК 1/ПК 36 «Информационные технологии в
обучении, образовании и подготовке», взаимодействующий с международными и национальными ассоциациями и
объединениями: CEN/ISSS WS-LT, CEN/ISSS CDFS, CEN/ISSS WS on Privacy,
AUF, IMS, AICC, DCMI, IEEE LTSC, ADL [4].
ПК36 был образован в составе ИСО/МЭК СТК1 в 1999 г. и в настоящее его
членами являются 34 страны. В составе ПК 36 образовано семь рабочих групп (WG), специальная рабочая
группа (SWG), репортерская
группа (RG) и группа по
защите прав личности (Ad Hoc).
Рабочие группы возглавляют конвинеры из различных стран:
- WG1 – Терминология
(США);
- WG2 –
Технологии коллективной работы (Япония);
- WG3 –
Информационная поддержка преподавателя (Франция);
- WG4 –
Управление и доставка контента (Канада);
- WG5 –
Обеспечение качества (Германия);
- WG6 –
Международные стандартизированные профили (Китай);
- WG7 –
Культурная/языковая/гуманитарная деятельность (Норвегия).
В настоящее время ПК 36 «Обучение образование и подготовка»
разработала 12 международных стандартов в области электронного обучения, в
рабочих группах ведется активная работа по подготовке более 30 нормативных
документов (международные стандарты и технические отчеты), которые должны быть
введены в действие в 2009-2011
г.г.
Указанные международные стандарты и проекты документов составят
основу международного профиля стандартов для развития индустриальных технологий
электронного обучения (см. рис.).
Одной из основных задач при создании образовательного
информационного пространства и развития новых форм обучения является
обеспечение гарантий безопасности и качества. В этой связи следует обратить
внимание на международный стандарт ИСО/МЭК 19796 «Информационные технологии в
обучении, образовании и тренинге - Управление качеством, гарантии и метрики»,
включающий следующие пять частей [5]:
1. Общий
подход.
2. Модель
качества.
3. Методы
и метрики.
4. Лучшие
практики по реализации руководств.
5. Рекомендации
по применению ИСО/МЭК 19796-1.
Указанный стандарт имеет важное методологическое значение и
содержит базовые положения, описания методов и метрик, необходимых для
обеспечения качества в области электронного обучения. При этом в концептуальном
плане данный стандарт опирается на базовые принципы международных стандартов в
области менеджмента качества (ИСО 9000, ИСО 9001. ИСО 9004) и системной и
программной инженерии (ИСО/МЭК 15288, ИСО/МЭК 12207, ИСО/МЭК 90003 и др.).
Соответственно, в качестве доказательной базы для оценки качества электронного
обучения должны использоваться стандарты, разрабатываемые во всех других
рабочих группах ПК 36. Профилирование требований к информационному
образовательному пространству и корпоративным системам электронного обучения
должно осуществляться с учётом их специфики и на основе анализа указанных
стандартов.
От Российской Федерации функции постоянно действующего
национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК1/ПК36 исполняет ТК 461
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании». ТК 461 был создан в 2004 г. совместным приказом
Госстандарта и Министерства Образования РФ от 08.03.04 №302-1188 «О создании
Технического комитета по стандартизации «Информационно-коммуникационные
технологии в образовании (ИКТО)»», председателем ТК 461 назначен д.т.н. проф.
Позднеев Б.М., ведение секретариата поручено МГТУ «Станкин». Членами ТК 461
являются более 70 специалистов из образовательных и научно-исследовательских
учреждений, в их числе 2 чл.-корр. РАН и чл.корр. РАО, более 30 профессоров и
докторов наук. В структуре ТК 461 образовано 6 Подкомитетов (ПК):
- ПК 1
«Общесистемные и основополагающие нормативные документы по стандартизации
ИКТО». Председатель: д.ф.н., проф. Краснова Г.А.
- ПК 2
«Взаимосвязь открытых систем в образовании». Председатель: д.т.н., проф.
Климанов В.П.
- ПК 3
«Автоматизированные информационные системы управления отраслью и
образовательными учреждениями». Председатель: д.т.н., проф. Кулагин В.П.
- ПК 4
«Образовательные среды и информационные ресурсы». Председатель: д.т.н., проф.
Иванников А.Д.
- ПК 5
«Обеспечение функциональной безопасности ИКТО». Председатель: к.т.н., доц.
Пресняков Н.И.
- ПК 6
«Обеспечение качества электронного обучения». Председатель: д.э.н., проф. Рубин
Ю.Б.
Структура профиля требований для формирования образовательного
информационного пространства
В настоящее время введены в действие первые шесть
национальных стандартов комплекса стандартов по ИКТО:
- ГОСТ Р
52652-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие
положения»;
- ГОСТ Р
52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и
определения»;
- ГОСТ Р
52655-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего
профессионального образования. Общие требования»;
- ГОСТ Р
52657-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных
ресурсов»;
- ГОСТ Р
52656-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Общие требования»;
- ГОСТ Р
ИСО/МЭК 8825-4-2006 «Информационная технология. Правила кодирования АСН.1.
Часть 4. Правила XML кодирования (XER)».
В рамках выполнения Плана национальной стандартизации на 2009 г. ТК 461 разрабатывает
10 национальных стандартов по информационно-коммуникационным технологиям в
образовании. Необходимо отметить, что указанные стандарты гармонизированы с
международными стандартами, разрабатываемыми в ПК 36. Благодаря этому заложена
нормативная база для создания профиля требований к образовательному
информационному пространству, отвечающих требованиям международных стандартов.
Помимо национальных и международных стандартов в профиль
требований могут быть включены своды правил, стандарты организаций и иные
нормативно-технические документы, разрабатываемые научными и образовательными
учреждениями и ассоциациями [6]. В целом можно заключить, что разработанные к
настоящему моменту международные и национальные стандарты содержат все
необходимые основополагающие требования для формирования образовательного информационного пространства
на региональном, отраслевом и национальном уровнях.
Литература
1. Липаев
В.В. Программная инженерия. Методологические основы. — М.: ТЕИС, 2006. — 608 с.
2.
Технология открытых систем. Под редакцией А.Я. Олейникова.
–М.: Янус-К, 2004, 288 с., илл.
3.
Реализация основных направлений информатизации
образования и приоритеты развития (2009-2010 гг.) // «Информатизация
образования и науки», №1 – 2009, 116 с., С. 3-12.
4.
Позднеев Б.М. Разработка национальных и международных
стандартов в области электронного обучения // «Информатизация образования и
науки», №2 – 2009, 136 с., С. 3-12.
5.
Позднеев Б.М., Косульников Ю.А., Сутягин М.В.,
Позднеев Б.Б. Стандарт 19796 придет в Россию // «Качество образования» №5 –
2009, с. 44-47.
6.
Башмаков А.И., Старых В.А. Принципы построения и
описания профилей стандартов и спецификаций информационно-образовательных сред.
Метаданные информационно-образовательных ресурсов сферы образования / Серия
«Нормативно-техническое обеспечение информационных технологий в образовании»,
Выпуск 1. –М.: Фонд «Европейский центр по качеству», 2009, 378 с.