Russian Language English Language

10. Модели, методы и инструментальные средства проектирования распределенных информационных систем

10.1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА КАДРОВ ВИДЕОПОТОКА ДЛЯ АЛГОРИТМА ФРАГМЕНТАРНОГО СЖАТИЯ ВИДЕОПОТОКА

10.2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ ОБРАЗОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАСПРЕДЕЛЕНИЙ ИХ ЛОКАЛЬНЫХ ЭКСТРЕМУМОВ

10.3. РАЗРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТОВ В СООТВЕТСТВИИ С PMBOK

10.4. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ОБРАБОТКИ ЦИФРОВОГО МЕДИА КОНТЕНТА. СОВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ 3D-ВИДЕОКОНТЕНТА


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2013, Номер 2 ( 23)



Place for sale
BC/NW 2013, №2 (23):10

BC/NW 2013, №2 (23):10.3

 

РАЗРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТОВ В СООТВЕТСТВИИ С PMBOK

Пирогова М.А., Хохлова О.И.

(ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия)

 

Эффективность и устойчивость деятельности любой современной организации во многом определяется качеством осуществляемых управленческих мероприятий в сфере руководства проектным циклом [1]. Для систематизации знаний в области управления проектами было создано множество национальных и международных предложений по стандартизации. В процессе практического освоения выяснилось, что наиболее полным и универсальным является набор предложений по стандартизации управленческой деятельности для широкого круга типовых задач, разработанный PMI[2].  Этот свод постоянно уточняется и совершенствуется, регулярно издаются актуальные версии  этого свода, известного под названием PMBOK (A Guide to the Project Management Body of Knowledge).

Практическая ценность предложений PMBOK для управленческой деятельности в настоящее время уже не дискутируется, а на повестку дня выносится  вопрос широкого внедрения этих предложений для автоматизации управленческой деятельности в точном соответствии с этими рекомендациями PMI. В связи с этим, актуальной является задача разработки графического интерфейса и прототипа автоматизированной системы управления проектом в соответствии с PMBOK. Графический интерфейс предназначается для облегчения организации и синхронизации совместной работы проектных менеджеров и исполнителей по направлениям, для управления выполнением совокупности всех необходимых процессов по управлению проектом. В данной статье описываются принципы построения графического интерфейса автоматизированной системы управления проектом в соответствии с PMBOK.

Управление проектами – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к операциям проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту. Управление проектами, как это определяется в PMBOK, выполняется с помощью применения и интеграции логически сгруппированных 42 процессов управления проектами, объединенных в 5 групп процессов: инициация проекта, планирование проекта, исполнение проекта, мониторинг проекта и управление проектом, завершение проекта [2].

процессы

Рис.1. Взаимодействие между группами процессов управления проектом

 

Все вышеописанные группы процессов взаимодействуют через соответствующие документы между собой и с заинтересованными сторонами проекта, такими как: инициатор или спонсор проекта, предприятие (организация), заказчик, продавцы. Каждая группа процессов включает составляющие ее процессы, которые связаны соответствующими входами и выходами. Процесс – это набор взаимосвязанных действий и операций, осуществляемых для получения заранее определенного продукта, результата или услуги. Каждый процесс характеризуется своими входами, инструментами и методами, и конечными выходами [2].

Каждый сотрудник обеспечивает жизнедеятельность конкретных бизнес-процессов, непосредственно участвуя в них. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности сотрудника сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретной задачи или процесса.

Процессы управления проектами можно распределить по 9-ти областям знаний по управлению проектами: управление интеграцией проекта, управление содержанием проекта, управление сроками проекта, управление стоимостью проекта, управление качеством проекта, управление человеческими ресурсами проекта, управление коммуникациями проекта, управление рисками проекта, управление поставками [2]. Таким образом, каждый из процессов управления проектом относится к одной из групп процессов и к одной из областей знаний и представляется в виде планшета, в котором отображены: область знаний, наименование процесса, перечислены входы, инструменты и методы, а также выходы (см. рис. 2).

Рис.2. Планшет одного  из процессов управления проектом

 

Каждой из 42 задач соответствует свой интерфейс, внешний вид которого определяется списком входов, выходов и инструментов и методов задачи, а также состоянием выполнения заданий. Эти интерфейсы однотипны, имеют одинаковую структуру, но различное содержание. По каждой из задач определена роль исполнителя, например, роль по процессу 6.5 - "Разработчик расписания". Дополнительно разрабатывается интерфейс администрирования, который отслеживает использование системных ресурсов.

Разработка интерфейса администрирования.

Разработана структура данных, предназначенная для ведения списка проектов организации и списка сотрудников организации с соответствующими должностями. Текстовый файл Projects.txt содержит список названий  проектов организации, отделенных разделителем - специальным тэгом, позволяющим программе лексического разбора входного потока правильно разобрать текст. Например:

<name>Имя проекта 1</name>

<name>Имя проекта 2</name>...

Текстовый файл Users.txt - список сотрудников организации. Он содержит множество наборов ФИО - Должность - Пароль, также отделенных разделителями. Например:

<employ>

      <fio>Иванов Иван Иванович</fio>

      <job>главный бухгалтер</job>

      <pwd>Пароль</pwd>

</employ>...

В дальнейшем планируется разработать внешний вид интерфейса администрирования и дополнить его функционал.

Разработка пользовательских интерфейсов.

Создается текстовый файл Roles.txt, устанавливающий соответствие между сотрудниками и их ролями в конкретном проекте. Он имеет вид:

<item>

      <proj>Название проекта</proj>

      <fio>ФИО сотрудника</fio>

      <role>Имя роли</role>

      <task>Имя файла задания</task>

</item>...

Имя файла задания представляется в виде N_xx, где N - номер области знания (от 4 до 12 по [2]), а N_xx соответственно код в списке задач области знания. На первом этапе в этом файле содержится только информация для роли "Разработчик Устава Проекта", т.к. назначение остальной команды проекта входит в его обязанности. Затем при выполнении задачи 4.1. "Разработка Устава Проекта" в соответствии с [2], помимо разработки непосредственно Устава, дополняется файл Roles.txt. Таким образом, файл Roles.txt позволяет отслеживать назначения сотрудников на определенную роль проекта.

вход

Рис.3. Интерфейс пользователя при входе в систему

 

При запуске приложения в выпадающий список "Название проекта" заносятся все названия проектов из файла Projects.txt.На начало ввода поля "Выбрать роль" и "Введите пароль" неактивны, т.к. сначала нужно получить доступ к проекту. При нажатии кнопки "Доступ к проекту" просматривается файл Roles.txt и проверяется, работает ли данный сотрудник над данным проектом. Если соответствующая пара значений не найдена, то выдается сообщение об ошибке. Если пара значений найдена, то соответствующее Имя роли заносится в выпадающий список "Выбрать роль". Затем происходит поиск дальше по файлу этой же пары значений, т.к. у одного сотрудника может быть несколько ролей в проекте.

После выбора пользователем роли и ввода пароля, выполняется действие  "Войти в систему". При этом в файле Roles.txt выполняется поиск соответствующей записи, заключенной в <item>... </item> по имени проекта, пользователя и выбранной роли. Затем следует проверка пароля по файлу Users.txt. Если пароль верный, происходит считывание имени файла N_xx, и на экран вызывается окно, вид которого определяется содержимым этого файла. Если неверный - появляется сообщение "Неверный пароль".

В папке каждого проекта существует текстовый файл Files.txt со списком всех документов, которые являются входами и/или выходами задач проекта. Его вид:

<file>

      <nom>Номер документа в списке</nom>

      <ver>Текущая версия документа</ver>

      <in>

               <task><N_xx></task>...

      </in>

      <out>

               <task><N_xx></task>...

      </out>

</file>...

Здесь после директивы in перечислены коды задач, для которых данный документ находится в списке входов, а после out - в списке выходов. Все создаваемые документы носят названия типа File_nom_ver.txt. Здесь File - стандартное начало имени файла, nom - номер в общем списке, ver - текущая версия.

Для каждой задачи есть текстовый файл N_xx.txt. Он имеет вид:

<in>

      <kod>N_xx_1_n</kod>

      <nom>Номер документа в Files.txt</nom>

      <ind1>Состояние индикатора</ind1>

      <capt>Строка с названием входа</capt>;

</in>...

<method>

      <kod>N_xx_2_k</kod>

      <ind>Состояние индикатора</ind>

      <capt>Строка с названием метода</capt>;

      <addr>Адрес ехе-файла</addr>

</method>...

<out>

      <kod>N_xx_3_m</kod>

      <nom>Номер документа в Files.txt</nom>

      <ind2>Состояние индикатора</ind2>

      <capt>Строка с названием выхода</capt>;

</out>...

Здесь N_xx_1_n, N_xx_2_k, N_xx_3_m - коды входа под номером n, метода под номером k и выхода под номером m задачи N_xxсоответственно.

интерф

Рис.4. Вид интерфейса пользователя для работы с задачей проекта

 

Источники - это входы задачи. Состояние источника отображается цветом: зеленый (готов), красный (не готов), желтый (в разработке), фиолетовый (обновлен). Кнопка "Открыть" доступна только если актуально состояние "готов" или "обновлен". Если кнопка активна, то при нажатии на нее в файле N_xx.txt находится номер соответствующего документа в общем списке. Затем в файле Files.txt по этому номеру определяется версия и открывается документ с данной версией. Затем в файле N_xx.txt проверяется состояние индикатора открытого документа, если состояние "обновлен", то сбрасывается обратно в состояние готов.

Инструменты и методы.

Кнопки "Выполнить" становятся активны только когда все источники в состоянии "готов" или "обновлен". Состояния индикаторов: красный (не выполнено), зеленый (выполнено), серый (не активно - не все источники готовы). При нажатии кнопки "Выполнить" в файле N_xx.txt находится адрес соответствующего ехе-файла, и этот файл запускается. Индикатор метода переходит в состояние "выполнено".

Индикатор введен для того, чтобы пользователь видел, какие методы он применял, а какие еще нет. Чтобы начать применять методы заново предусмотрена кнопка сброса индикаторов в состояние "не выполнено".

Каталог рабочих документов.

Для просмотра файлов, полученных в результате выполнения методов пользователю достаточно открыть рабочий каталог.

Список заданий - это выходы задачи. Состояния индикаторов: красный (уже закреплено за сотрудником), желтый (в разработке), зеленый (выполнено), серый (не активно - не все источники готовы).

Кнопки "К выполнению" становятся активны, когда индикаторы всех входов находятся в состоянии "готов" или "обновлен". При нажатии кнопки "К выполнению":

1)       В файле N_xx.txt находится номер соответствующего документа в общем списке и по нему в Files.txt находится текущая версия. Если версия -1, т.е. документ еще не создавался, то создается документ. Если документ уже создавался другим пользователем или задание выполняется повторно, то открывается файл по номеру и версии.

2)       В файле N_xx.txt у соответствующегоN_xx_3_m индикатор переводится в состояние "в разработке";

3)       Из Files.txt считываются имена задач, для которых данный файл является входным (в тэгах <in></in>). Открываются файлы этих задач (N_xx.txt). В них по номеру находится нужный вход и его индикатор переводится в состояние "в разработке". Файлы закрываются.

4)       Становится активной соответствующая кнопка "Выполнено".

 

При нажатии на кнопку "Выполнено":

1)     В файле N_xx.txt у соответствующегоN_xx_3_m считывается номер, в Files.txt версия, соответствующая данному номеру увеличивается на 1. Документ сохраняется с новой версией. Соответствующий индикатор переводится в состояние "выполнено".

2)     Из Files.txt считываются имена задач, для которых данный файл является входным. Открываются файлы этих задач (N_xx.txt). В них по номеру находится нужный вход, и его индикатор переводится в состояние "готов" (если версия документа 0) или "обновлен" (если версия выше 0). Становится активной соответствующая кнопка "Открыть". Затем в каждом файле N_xx.txt проверяются состояния индикаторов всех входов. Если все они в состоянии "готов" или "обновлен", то над задачей можно начинать работать. Поэтому:

a.   Проверяются состояния индикаторов всех методов. Если они в состоянии "не активно", то переводятся в "не выполнено". Активируются кнопки "Выполнить".

b.  Проверяются индикаторы всех выходов. Если их состояние "не активно", то переводятся в "не взято на выполнение". Активируются кнопки "К выполнению".

3)  Закрываются все открытые файлы N_xx.txt.

Описанные в данной статье подходы построения графического интерфейса пользователя планируется в дальнейшем применить для всех 42 процессов 9 областей знаний процессного менеджмента, определенных в PMBOK.

Литература

1.     Краюшкин В. А., Лешихина И. Е., Пирогова М.А. Система PLM - корпоративная информационная среда предприятия по автоматизации совокупности процессов проектирования, изготовления, сопровождения и утилизации изделия. Научно-технический журнал «Информационные технологии в проектировании и производстве», №1, 2010 г., с. 3 – 23.

2.     «A Guide to the Project Management Body of Knowledge», edition 4, Project Management Institute Inc., 2008. – 459 p.