BC/NW 2015 № 2
(27):12.1
ЮСТИРОВКА
ВЫСОТОМЕРОВ РЛС С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО
НАБЛЮДЕНИЯ
Кочев М.Ю.,
Климов Ф.Н., Луньков А.П., Гарькин Е.В.
Плотность
воздушного движения возрастает с каждым годом. К пилотируемым воздушным судам
добавляется большое количество беспилотных самолётов и вертолётов различного
назначения. При таком интенсивном воздушном движении для обеспечения контроля
требуется высокое качество определения координат воздушных судов. В этих
условиях необходимым является совмещение, и обобщение в реальном масштабе
времени информационных потоков от множества РЛС и других систем наблюдения за
воздушным пространством.
Радиолокационные
станции подвергаются воздействию ветровой нагрузки, метеорологических осадков,
обледенению, перепадов температур и влажности, что приводит к потере точности
измерения координат. Кроме этого, снижение точности измерения происходит из-за
механического износа деталей антенно-поворотных устройств локаторов. Качество
радиолокационного измерения координат воздушных судов повышают путём регулярной
и своевременной юстировки РЛС [3].
Сегодня,
когда появился информационный поток от новых точных систем электронного
наблюдения АЗН-В (Автоматическое Зависимое Наблюдение - Вещание) и МПСН(Многопозиционные
системы наблюдения), обеспечена основа повышения точности радиолокаторов, за
счёт юстировки на базе этих новых данных.
При
внедрении в жизнь концепции «свободных полётов» (Free Flight), в воздушном
пространстве мира, ключевую роль будут играть технологии, основанные на
глобальных навигационных спутниковых системах и на новейших системах
электронного наблюдения. Точность определения координат воздушных объектов с помощью
новых систем электронного наблюдения (АЗН-В и МПСН) выше в 3-5 раз, чем у
классических радиолокаторов.
В
связи с этим, в настоящее время актуальной задачей, определяющей расширение
возможностей автоматических систем управления (АСУ) контроля использования
воздушного пространства (КИВП), является системный анализ способов её
построения, разработка методов и алгоритмов комплексной обработки информации,
поступающей, в том числе, и от новых систем электронного наблюдения.
Новые
технологии электронного наблюдения за воздушным пространством (АЗН-В и МПСН)
могут быть применены не только для юстировки РЛС по дальности и азимуту, но и
по углу места. Как известно, новые электронные системы наблюдения выдают высоту
воздушного объекта с высокой точностью МПСН по данным ГССН и система АЗН-В
барометрическую высоту и абсолютную высоту по данным ГССН, относительно
эллипсоида. Получая расчётную высоту от новых систем электронного наблюдения
(НЭСН) можно отъюстировать высотомер или трёх координатный радиолокатор по углу
места.
Предлагаемые,
мною и моим научным руководителем Сухов В.В. новые способы юстировки
высотомеров РЛС могут быть использованы на радиолокаторах систем контроля
воздушного пространства, систем управления средствами воздушно-космической
обороны, а также управления воздушным движением.
Предлагаемый
способ юстировки заключается в том, что используются спутниковой навигатор,
находящиеся на юстируемой РЛС. Спутниковые навигаторы так же используются
новыми электронными системами наблюдения (в МПСН спутниковые навигаторы имеются
на каждой позиции, а в системе АЗН-В спутниковые навигаторы имеются в составе
бортовой аппаратуры воздушных судов). Зная точно координаты собственного
местонахождения и координаты наблюдаемого воздушного объекта, измеренные РЛС и
новой электронной системой наблюдения, интерполируем эти данные к единому
моменту времени, легко производим расчёт ошибки высотомера РЛС по углу места.
За тем производим корректировку юстировки высотомера РЛС.
На
рис.1 схематично представлено расположение высотомера юстируемой РЛС 3 и
воздушного объекта 2, информация от которого используется для юстировки.
Юстируемая РЛС 3 предварительно юстируется по дальности и азимуту одним из
способов который представлен ранее в этой главе. С помощью спутникового
навигатора, как в системе АЗН-В или с помощью мультилатерационного расчёта определяет
высоту наблюдаемого воздушного объекта 2 (ZНЭСН).
Рис. 1 Схема
юстировки высотомера РЛС
Вследствие
изначально ошибочной юстировки РЛС измеренный угол места воздушного объекта 1 (ϒРЛС) будет
отличаться от его истинного значения 2 (ϒНЭСН), определенный
по данным новых электронных систем навигации. Взаимное расстояние точек 1 и 1
характеризуется расхождениями угла места
Δϒ = ϒРЛС – ϒНЭСН.
При
этом
где
D это дальность,
следовательно, ,
а
ошибка юстировки по углу места
.
В
наши дни, когда идёт бурное освоение природных ресурсов малозаселённых
территорий севера, шельфа морей и океанов, нельзя обойтись без автоматизации
радиолокационного наблюдения и контроля воздушного пространства. Наиболее
передовой технологией является – автоматические РЛС, так как они дают
возможность, оптимально используя человеческие ресурсы, не только сохранить, но
и увеличить зону контроля воздушного пространства. Предложенные способы
юстировки позволяют автоматическим локационным станциям поддерживать высокую
точность измерения координат воздушных судов, как в автономном режиме, так и
при работе в системе.
Основные
преимущества способов юстировки, основанных на информации от новых электронных
систем наблюдения (АЗН-В и МПСН) по
сравнению с существующими способами [5]:
-
определение корректировок без вывода РЛС из режима нормального
функционирования;
-
возможность определения корректировок в автоматическом режиме особенно важно
для роботизированных радиолокаторов;
-
упрощение процесса юстировки, особенно в территориальных комплексах;
-
использование для контроля случайные воздушные объекты оснащённые аппаратурой
АЗН-В (режим ES);
-
юстировка может проводиться в автоматическом режиме, корректируя ошибки,
возникающие от ветровых нагрузок и температурных колебаний.
Актуальность
применения новых способов юстировки РЛС высока и для боевых систем в мирное
время. Беспилотные самолёты, дирижабли, а так же катера и сухопутные боевые
машины без экипажа, так же будут оснащаться автоматическими РЛС. Все эти роботизированные
боевые системы базируются на использовании спутниковой навигации и используют
технологию АЗН-В или близкий аналог таковой.
Литература
1.
Способ
юстировки радиолокационных станций: пат. №2069867, Рос. Федерация. МПК G01S7/497 / Абезгауз
Я.И.; заявитель и патентообладатель Московский науч.- ислед. ин-т приборной
автоматики - №93018980/09; заявл. 13.04.93; опубл. 27.11.96.
2.
Способ
юстировки радиолокационных станций системы автоматического управления: пат. №
2529875 Рос. Федерация МПК G01S7/40 / Сухов В.В.,
Савватеев В.С.; № 2002148572; заявл. 05.11.12.
3.
Сухов
В.В. Новые методы юстировки радиолокационных станций с использованием
современных технологий спутниковой навигации и автоматического зависимого
наблюдения / В.В. Сухов, В.С. Савватеев. - Успехи современной радиоэлектроники
2013. №11 29-33 с.
4.
Сухов
В.В. Вопросы использования современных технологий автоматического зависимого
наблюдения и мультилатерации в системах ВКО и УВД / В.В. Сухов, В.С. Савватеев,
- Вестник ВКО
5.
Сухов
В.В. Внедрение технологии автоматического зависимого наблюдения в системы
контроля воздушного пространства / В.В. Сухов.- Новые технологии. 2012. №1
с.67-70