Russian Language English Language

10 Опыт использования и эксплуатации ВС

10.1 ПОДДЕРЖКА ПЕРСОНИФИКАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

10.2 ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ ГРАФИКИ В СИСТЕМАХ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИИ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2005, Номер2 ( 7)



Place for sale
Автор: Беляков А

ПОДДЕРЖКА ПЕРСОНИФИКАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ МЭИ (ТУ)

 

Е.П. Рослякова, магистрант

 

 

(Москва, Информационно-Вычислительный Центр Московского Энергетического Института (Технического Университета), Россия)

В больших распределенных информационно-вычислительных сетях (ИВС) перед специалистами, занимающимися администрированием серверов, сетевого оборудования и серверных приложений, а также перед сотрудниками центра сопровождения пользователей остро стоит задача документирования обслуживаемых систем.

Как показала мировая практика, вопросы пользовательского интерфейса являются критически важными для эффективного применения программных средств. Следует отметить, что понятие интерфейса очень сильно увязано с термином «usability», для которого до сих пор нет адекватного русскоязычного эквивалента. Приближенно в этот термин вкладываются такие понятия, как «удобство использования», «пригодность к использованию» и т.д. Интерфейс – это не только красивый дизайн, броские окошки и правильно подобранные цвета. Основная задача интерфейса системы – предоставление пользователю возможности выполнять свою работу максимально эффективным способом. Учитывая индивидуальные особенности восприятия, следует давать пользователю возможность подстраивать интерфейс системы в соответствии со своими потребностями и задачами.

Достаточно сложной с технической точки зрения задачей является хранение информации о пользовательских настройках в клиент-серверных системах, построенных на технологии тонкого клиента, типичным примером которых являются web-системы. Дополнительную сложность добавляет необходимость поддержки корпоративных сетей с множественными пользовательскими учетными записями.

Поставленную задачу было предложено решить на базе продукта Universal Description Suite (UNIDS), разработанного в ИВЦ МЭИ (ТУ). В процессе работы были рассмотрены несколько путей решения поставленной задачи и выбраны наиболее оптимальные из них.

 

 

Рис. 1 - Алгоритм работы пользователей системы с подсистемой профилей

В процессе разработки была обеспеченна необходимая для хранения пользовательской информации структура БД; так же были определены права доступа пользователей, обращающихся к БД через web-интерфейс. 

В системе реализован алгоритм (рис. 1) работы подсистемы, обеспечивающей хранение персональной пользовательской информации в специализированной базе данных, определяющей вид web-интерфейса и перечень возможных действий над объектами системы. Исходя из предъявляемых к подсистеме требований, был разработан программный комплекс, обеспечивающий работу внедренной функциональности.

Подсистема идентификации и персонификации пользовательского интерфейса пользовательского интерфейса системы была отлажена и успешно внедрена в рабочую систему UNIDS, активно используемую в системе обеспечения работы центра управления информационно-вычислительной сети ИВЦ МЭИ (ТУ).

После внедрения видимого замедления в работе системы не выявлено. В некоторых случаях время обработки модулей было уменьшено, за счёт сокращения объема выборок. Время для отображения списка класса с наибольшим количеством объектов требуется около 25000-27000 мс, в то время как для отображения списка объектов этого же класс за определенный пользователем год составляет 6000-7000 мс. Если задавать в качестве временного интервала количество дней, то время работы модуля по сравнению с полной выборкой объектов сокращается приблизительно в 25 раз.

Что касается влияния внедрения подсистемы профилей на время работы модулей просмотра и редактирования, то его можно назвать незначительным, т.к. разница во времени работы модулей до внедрения подсистемы профилей и после него составляет 1-3 мс.

Реализованная подсистема обеспечивает:

ü     выбор пользователем отображаемой информации

ü     возможность настройки пользовательского профиля без участия администратора системы при помощи web-интерфейса

ü     организацию поддержки неограниченного числа профилей для одного пользователя

ü     организацию поддержки нескольких учетных записей для одного пользователя системы без необходимости создания разных профилей для каждой учетной записи

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Фролов А.В., Фролов Г.В. Базы данных в Internet: практическое руководство по созданию web-приложений с базами данных. — Изд. 2-ое, испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2000. — 448 с.: ил.

2.     Мартин Грабер. Введение в SQL. — М.: Издательство «ЛОРИ», 1996. — 375 с.: ил.

3.     Microsoft Developer Network, апрель 2005

4.      Ресурсы сайтов:

4.1. ASP - Активные серверные страницы (www.activeserverpages.ru)

4.2. SQL.RU - client/server technologies (Rambler's Top100www.sql.ru)

4.3. Web Based Session Management (http://www.technicalinfo.net/papers/WebBasedSessionManagement.html)