Russian Language English Language

9 Модели и методы для оценки качества при проектировании ВС

9.1 ОБЗОР ПОДХОДОВ И МЕТОДОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СЕТЕЙ

9.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНО-КОМПРОМИССНОГО РЕШЕНИЯ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЙ ЗАДАЧИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2005, Номер2 ( 7)



Place for sale
Обзор подходов и методологий проектирования корпоративных сетей

 

 

ОБЗОР ПОДХОДОВ И МЕТОДОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СЕТЕЙ

                                                                                                                                                               

 Г.Г. Данилин,  Зарвигоров Д.А.

 

(г. Москва, МЭИ, каф. ВМСиС, Россия)

 

 

 

В настоящее время выбор структуры корпоративной сети осуществляется эмпирическим путем. Как правило, это делают специалисты, основываясь на собственном опыте. Таким образом, процесс выбора структуры корпоративной вычислительной сети зависит от конкретного человека (компании). На начальном этапе, когда число корпоративных вычислительных сетей было невелико, такой метод выбора структуры сети был приемлем. Стремительный прогресс вычислительных и телекоммуникационных средств привел к резкому увеличению спроса на корпоративные сети. Отсутствие общедоступных методик и алгоритмов выбора структур корпоративных сетей заметно тормозит их развитие. Требуется системный подход к данной проблеме. Наличие эффективных общедоступных методик позволило бы в значительной степени сократить временные и стоимостные затраты на проектирование сети, сделать доступным решение этой сложной задачи более широкому кругу специалистов, что несомненно приведет к качественному скачку в развитии корпоративных вычислительных сетей.

Цель методологии создания корпоративных сетей заключается в организации процесса построения сети и обеспечении управления этим процессом для того, чтобы гарантировать выполнение требований, как к самой сети, так и к характеристикам процесса разработки. Основные задачи, решение которых должна обеспечивать методология построения корпоративных сетей:

·        обеспечивать создание корпоративных сетей, отвечающих предъявляемым к ним требованиям по автоматизации деловых процессов и отвечающих целям и задачам организации;

·        гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках бюджета;

·        поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы, чтобы информационная система (ИС) могла отвечать быстро изменяющимся требованиям работы компании, обеспечить использование задела в области информационных технологий; 

·        обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих требованиям открытости, переносимости и масштабируемости;

Методология должна обеспечивать снижение сложности процесса создания сети  за счет полного и точного описания этого процесса и применения современных методов и технологий создания корпоративной сети на всем жизненном цикле сети - от замысла до реализации.

Существующие подходы  и методологии проектирования

В настоящее время не существует общепринятых подходов и  методологий проектирования корпоративных сетей. Для того, чтобы было проще разобраться в существующих подходах и методологиях проектирования корпоративных сетей предлагается следующая классификация. Методологии построения корпоративных компьютерных сетей условно можно разбить на два класса. Первый класс включает в себя методологии, основой которых является использование набора стандартных решений при построении сетей (под стандартными решениями подразумеваются решения, предлагаемые известными компаниями – Cisco, HP, и т.д.). Данный класс методологий характеризуется относительно низким уровнем затрат на проектирование, однако полученная сеть может не в полной мере отвечать предъявляемым требованиям. Сети, построенные с использованием методологий второго класса, содержат помимо стандартных решений еще и уникальные разработки, которые позволяют максимально адаптировать сеть к структуре бизнес-процессов предприятия. Ниже приведено два описания методологий, принадлежащих каждому из классов.

При таком подходе корпоративная сеть представляется в виде многослойной пирамиды. В основании пирамиды, представляющей корпоративную сеть, лежит слой компьютеров - центров хранения и обработки информации, и транспортная подсистема (рисунок1), обеспечивающая передачу информационных пакетов между компьютерами. Над транспортной системой работает слой сетевых операционных систем, который организует работу приложений в компьютерах и предоставляет через транспортную систему ресурсы своего компьютера в общее пользование. Над операционной системой работают различные приложения, этот класс системных приложений обычно выделяют в отдельный слой корпоративной сети. На следующем уровне работают системные сервисы, которые, пользуясь СУБД, как инструментом для поиска нужной информации среди миллионов и миллиардов байт, хранимых на дисках, предоставляют конечным пользователям эту информацию в удобной для принятия решения форме. К этим сервисам относится служба WWW, система электронной почты и многие другие.

Верхний уровень корпоративной сети представляют специальные программные системы, которые выполняют задачи, специфические для данного предприятия. Примерами таких систем могут служить системы автоматизации банка, организации бухгалтерского учета, и т.п. Конечная цель корпоративной сети воплощена в прикладных программах верхнего уровня [1]. Хотя слои этой пирамиды связаны и оказывают влияние друг на друга, обычно каждый слой проектируется достаточно автономно специалистами и фирмами соответствующего профиля.

Основная особенность такого подхода – использование набора стандартных готовых решений как строительных блоков для создания сети. Представление корпоративной сети в виде многослойной пирамиды не дает четкого ответа как строить сеть. Данный подход имеет право на существование и наиболее эффективен при построении несложных корпоративных сетей.

 

 

Рисунок 1.  Корпоративная сеть как многослойная пирамида

 

Недостатки и преимущества данной методологии:

Недостатки 

·        Использование готовых решений, которые могут плохо сочетаться друг с другом;

·        При проектировании недостаточно учитывается информационная структура предприятия;

·        Готовая сеть не всегда полностью отвечает предъявляемым требованиям.

Приемущества

·        Сокращение времени разработки, затрат на проектирование и, как следствие, снижение стоимости сети;

·        Сети, построенные с использованием такого подхода, могут удовлетворить в той или иной степени большинство заказчиков.

Информационный инжиниринг и реинжиниринг бизнес проектов

Предлагаемые в этих принципиально новых подходах  методы позволили описывать, анализировать и проектировать структуру и деятельность корпораций подобно техническим системам. Каждый из этих подходов породил свой класс методологий, обладающих общими характеристиками. Методология строится на основе итерационной спиральной модели жизненного цикла сети. Принципиальной особенностью методологии является то, что, охватывая все этапы жизненного цикла сети, она делает основной упор на поддержку начальных этапов создания корпоративных сетей (формирование требований к сети, точно отвечающих целям и задачам организации). В соответствии с подходом информационного инжиниринга, который можно определить как применение взаимосвязанного набора формальных технологий (моделей) для планирования, анализа, проектирования и создания ИС на уровне корпораций или отдельных ее частей [2], процесс создания сети строится как процесс построения и развития моделей. Таким образом, фундамент предлагаемой методологии составляют итерационная спиральная модель жизненного цикла ИС и комплекс развивающихся систем согласованных моделей.

Итерационная спиральная модель жизненного цикла ИС

Методология описывает процесс создания и сопровождения ИС в виде жизненного цикла (ЖЦ) сети, представляя его в виде последовательности стадий, каждая из которых разбита на этапы, и выполняемых на них процессов. Для каждого этапа определяются последовательность выполняемых работ, получаемые результаты и т.д. Такое формальное описание ЖЦ сети позволяет спланировать и организовать процесс коллективной разработки и обеспечить управление этим процессом. Жизненный цикл сети, определяемый методологией, приведен в таблице 1. Он включает стадии анализа, проектирования, разработки, тестирования и интеграции, внедрения, сопровождения и развития сети. В таблице приведен также перечень основных этапов для каждой стадии ЖЦ и процессы, выполняемые на протяжении всего ЖЦ.

                     Таблица 1. Жизненный цикл корпоративной сети

Процессы организации и управления проектом: планирование, управление, контроль

Анализ

Проектирование

Разработка

Интеграция и тестирование

Внедрение

Сопровож-

дение

* Обследование и создание моделей деятельности организации
*Анализ (моделей) существующих сетей
*Анализ моделей и формирование требований к сети
*разработка плана создания сети

*Концептуальное проектирование
*Разработка архитектуры сети
*Проектирование общей модели данных
*Формирование требований к приложениям

*Разработка, прототипирование и тестирование приложений
*Разработка интеграционных тестов
*Разработка пользовательской документации

*Интеграция и тестирование приложений в составе системы
*Оптимизация приложений и баз данных
*Подготовка эксплуатацион-

ной документации
*Тестирование системы

*Обучение пользователей
*Развертывание системы на месте эксплуатации
*Инсталляция баз данных
*Эксплуатация
 

*Регистрация, диагностика и локализация ошибок
*Внесение изменений и тестирование
*Управление режимами работы сети

 

Процесс создания сети – это процесс построения и последовательного преобразования согласованных моделей на всех этапах ЖЦ. С помощью CASE-средств модели создаются, преобразуются и контролируются. Основными результатами на каждом этапе ЖЦ являются модели определяемых на данном этапе объектов (организации, требований к сети и приложениям и т.д.).

Комплекс развивающихся систем согласованных моделей

Методология определяет процесс создания корпоративных сетей как процесс построения и последовательного развития систем согласованных моделей [3].

Началом процесса создания ИС являются модели бизнес-процессов организации. Из этих моделей может быть получено большинство важнейших требований к ИС. Это фундаментальное положение методологии позволяет абсолютно объективно подойти к выработке требований и проектированию ИС. Создается система моделей описания требований к сети, которая затем преобразуется в систему моделей, описывающих проект сети. Формируются модели архитектуры ИС, требований к программному обеспечению (ПО) и информационному обеспечению (ИО); формируется архитектура ПО и ИО, выделяются корпоративные БД и отдельные приложения, формируются модели требований к приложениям и проводится их разработка, тестирование и интеграция. Недостатки и преимущества данной методологии:

Недостатки

·        Сеть, спроектированная с использованием данной методологии, будет дороже чем сеть, построенная с применением других методологий, поскольку процесс создания более длительный и трудоемкий.

Преимущества

·        Данная методология дает гарантию, что построенная сеть будет полностью отвечать предъявляемым к ней требованиям;

·        Сеть является отражением бизнес-процессов предприятия, что позволяет использовать ее с максимальной эффективностью.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.          В.Г. Олифер. Стратегическое планирование сетей масштаба предприятия, http://www.3ka.mipt.ru/vlib/citforum/nets/spsmp/spsmpred_01.shtml#11.

2.          В.М. Bишневский. Теоритические основы проектирования компьютерных сетей. М.: Техносфера, 2003. – 512 с.

3.          С.Д. Паронджанов. Методология создания корпоративных ИС, http://www.3ka.mipt.ru/vlib/citforum/database/kbd96/44.shtml