Russian Language English Language

14. Обучающие системы

14.1 О ЗАДАЧАХ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

14.2 О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


Экспресс информация

Редколлегия журнала

Подписка на новости

Гостевая книга

Предоставление материалов

Письмо в редакцию

На начало


2006, Номер 2 ( 9)



Place for sale
BC/NW 2006, №2, (9) :14

BC/NW 2006, №2, (9) :14.1

 

О ЗАДАЧАХ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

М.Г. Татаринов,  В.Б. Глаголев

 

(г. Москва, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский энергетический институт (технический университет), Россия)

 

В учебном процессе участвуют студенты, профессорско-преподавательский состав (ППС), методический контент (МК), учебный контент (УК), единая образовательная информационная среда (ЕОИС), аудиторно-лабораторный фонд (АЛФ). Эффективный и оперативный мониторинг этих составляющих учебного процесса и управление ими сегодня возможны только на основе применения современных информационных технологий  и в том числе при опоре на интегрированную информационную систему (ИИС).

На рисунке ОСЭП – общеуниверситетская система электронной почты.

Принимая во внимание, что человеческое общество в своем развитии находится на пороге информационной революции, роль информационных систем будет существенно возрастать. Любая информация, потребляемая обществом, в ближайшем будущем (лет через 10 – 15) будет браться из информационных систем.

 

Перечислим задачи, которые должна решать ИИС:

1. Управление и мониторинг контингентом студентов. В эту задачу входят подзадачи: зачисление и отчисление, перевод на следующий семестр или курс, предоставление отпуска или повторного обучения, назначение стипендии, предоставление общежития, объявление благодарностей и взысканий, заключение договоров со студентами, составление графика платежей, подготовка счетов, контроль оплаты счетов, подготовка документов о высшем образовании.

В настоящее время на решение этой  задачи в МЭИ (ТУ) работают разработанные ИВЦ МЭИ (ТУ) информационные системы Абитуриент, Приемная комиссия (ПК), Интегрированная распределенная информационная система обеспечения образовательного процесса (ИРИС ООП), платный блок ИРИС ООП, система оформления документов (СОД). Однако перечисленные информационные системы были разработаны в разное время на протяжении более 10 лет с использованием каждый раз передовой на период разработки технологии. Учитывая стремительное развитие информационных технологий, назрела необходимость объединения этих информационных систем (ИС) на основе современной NET-технологии, опираясь на концепцию тонкого клиента.

2. Создание и мониторинг методического контента. В эту задачу входят подзадачи: поддержка разработки учебных планов, сравнение учебных планов с государственным образовательным стандартом, автоматизированная разработка семестровых планов, а также планов распределения учебной нагрузки по кафедрам; расчет учебной нагрузки кафедр, поддержка составления расписания учебных занятий всех курсов (не только младших), а также расписания экзаменов и консультаций, сохранение результатов испытаний студентов на зачетах и на экзаменах, подготовка документов о высшем образовании на русском или иностранном языке, подготовка учебных программ, подготовка методических материалов.

Для решения подобной задачи пока не существует адекватной информационной системы. В ИВЦ МЭИ (ТУ) в настоящее время ведется ее аналитическая проработка.

3. Управление и мониторинг ППС. Это задача управления кадрами, включающая как типичные подзадачи: прием и увольнение, повышение квалификации, предоставление отпуска, командирование, объявление благодарностей и взысканий, так и нетипичные подзадачи: поддержка составления индивидуального плана преподавателя, получение для преподавателя расписания учебных занятий, консультаций и экзаменов.

В настоящее время в МЭИ (ТУ) эксплуатируется, разработанная в ИВЦ МЭИ (ТУ) подсистема Кадры. Она серьезно устарела и решает лишь перечисленные выше типичные подзадачи.

4. Создание учебного контента и обеспечение доступа к нему студентов. Сюда относятся: поддержка подготовки учебных материалов, создания контролирующих программ и обеспечение, в том числе по сети, доступа студентов к этим компонентам, мониторинг результатов работы студентов с этими компонентами. Для решения этой задачи может быть применена уже эксплуатирующаяся в МЭИ (ТУ) система Прометей. Для частичного решения этой задачи можно также использовать ОСЭП.

Связь между студентами, ППС и УК может осуществляться как непосредственно, так и через сеть, что сделает возможным обучение студентов на дистанционной форме.

 

Дальнейшее распространение информационных технологий для управления учебным процессом в МЭИ (ТУ) невозможно без построения ИС управления методическим контентом, а также ИС Кадры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попов А.И., Конин А.Л. Вопросы создания и использования единой образовательной информационной системы технического университета. Доклады международной конференции «Информационные средства и технологии», т.1. М. Изд-во «Станкин», 2001, стр. 152 – 155.

2. Попов А.И., Конин А.Л. Проблемы реализации информационной системы обеспечения открытого образования. Доклады международной конференции «Информационные средства и технологии», т.3. М. Янус-К, 2002, стр. 7 – 9.

3. Попов А.И. Концепция комплексной информатизации системы образования в МЭИ (ТУ). Доклады международной конференции «Информационные средства и технологии», т.3. М. Янус-К, 2003, 7 - 9 стр.

4. Глаголев В.Б. Опыт применения университетской системы электронной почты при преподавании информатики в ВУЗе. Доклады международной конференции «Информационные средства и технологии», т.1. М. Изд-во «Станкин», 2001, стр. 159 – 161.

5. Глаголев В.Б. Опыт применения единой образовательной информационной среды МЭИ (ЕОИС) при преподавании Информатики. Доклады международной конференции «Информационные средства и технологии», т.3. М. Янус-К, 2002, стр. , 22 – 24.